Экологические задачи уже давно стали неотъемлемой частью государственной политики в большинстве стран мира, таким образом создав новое направление менеджмента на федеральном уровне. С 1996 года аналитики Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) насчитали более 3,4 тысячи инструментов, которые используются властью для защиты окружающей среды. 

О том, какие инструменты применяет Россия, почему стране важно отталкиваться от нефтегазовой отрасли и что делает «Роснефть» флагманом экологических рейтингов, — в материале РАПСИ. 


Проанализировав экологические инициативы правительств на протяжении 25 лет в 90 странах мира, специалисты ОЭСР выделили шесть типов поощрений и наказаний, которые власти могут использовать для охраны окружающей среды. Наиболее популярным инструментом является налогообложение, которое, как правило, призвано сократить количество выбросов углекислого газа, на втором месте — пошлины и сборы, на третьем — торгуемые квоты, на четвертом — возвратная пошлина. Менее распространены механизмы, направленные на стимуляцию бизнеса: субсидии и особые условия функционирования организаций. 

А для России, одного из мировых лидеров по добыче и экспорту углеводородов, решение экологических задач в первую очередь сопряжено с эволюцией нефтегазового сектора. Ведь, помимо прочего,  энергетика традиционно сопряжена с наибольшим количеством выбросом парниковых газов: по данным Росстата за 2018 год, только на этот сектор приходится 1752,6 миллионов тонн СО2-эквивалента. 

На регулирование объема выбросов парниковых газов направлены последние изменения в нормативно-правовой плоскости РФ: указ президента №666 предусматривает сокращение выбросов к 2030 году до 70% от показателя 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесного массива, а инициатива правительства по созданию системы торговли углеродными единицами направлена на достижение углеродной нейтральности. 

Столь пристальное внимание к парниковым газам, образующимся в процессе сжигания углеводородов, обусловлено их влиянием на ускорение процессов изменения климата. В свою очередь борьба с глобальным потеплением отвечает не только международным интересам, оформленным в виде Парижского соглашения, но и национальным (нацпроект «Экология»). 

А ключевая роль нефтегазовой отрасли в экономике страны (обеспечивает четверть ВВП) и повышенная скорость изменения температуры (в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете) определяют «зеленую» трансформацию углеводородного сектора РФ как наиболее приоритетную. 

Нефть: черное золото с зеленым потенциалом 

Запросу международного сообщества на заботу об экологии соответствует разнообразие соответствующих рейтингов, которые используют самые разные системы ранжирования компаний по эффективности их «зеленой» политики. При всей разнице в методиках подсчета этих рейтингов они выявляют реальную динамику, демонстрирующую высокую ответственность российских нефтегазовых компаний к «экогонке». 

По версии аналитиков международного климатического рейтинга Carbon Disclosure Project (CDP), российским лидером в этой области является «Роснефть», превысившая среднеевропейские показатели за 2019 год. Так, компания получила самую высокую оценку (А) по за инициативы по сокращению выбросов парниковых газов. Реализуемый НК комплекс мер эксперты признали образцовым.


«Роснефть» является лучшей российской нефтегазовой компанией в ряде признанных международных ESG рейтингов: Refinitiv, Bloomberg, глобальном корпоративном рейтинге в области прав человека CHRB; входит в число ведущих компаний в международных рейтингах CDP в категориях «климат» и «водные ресурсы». Это свидетельствует об устойчивой бизнес-модели компании, способности сохранить конкурентные, фундаментальные показатели», — об этом заявил первый вице-президент «Роснефти» Дидье Касимиро в рамках пресс-конференции, посвященной презентации плана по углеродному менеджменту НК до 2035 года.


Очевидно, что причина лидерства «Роснефти» в «экогонке» обусловлена, во-первых, ранним формированием корпоративной «зеленой» политики: уже в 2010 году НК стала членом Глобального договора ООН в области социальной ответственности, а спустя еще восемь лет подготовила первый отчет о своем вкладе в реализацию 17 Целей устойчивого развития ООН. 

Во-вторых, «зеленые» корпоративные стандарты и долгосрочная стратегия позволяют компании регулярно выступать со смелыми для своей отрасли решениями. Например, в феврале 2021 года компания заключила соглашение с транснациональной нефтегазовой компанией BP и одной из первых в России анонсировала планы по развитию водородного бизнеса.  http://rapsinews.ru/incident_publication/20210215/306768352.html  Кроме того, НК поставила цель по сокращению интенсивности выбросов в разведке и добычи на 30% к 2035 году, а также предотвращению выбросов парниковых газов в объеме 20 миллионов тонн СО2-эквивалента.

Согласно новым климатическим целям «Роснефти», еще одним важным направлением деятельности компании станет снижение выбросов метана — газа с более высоким потенциалом воздействия на климат по сравнению с СО2. Программу усовершенствования производственных процессов и инициатив по уменьшению выбросов метана НК реализует уже больше года. 

Таким образом, в экологическом менеджменте компании целям по борьбе с глобальным потеплением уделяется особое внимание, а результаты можно наблюдать уже сейчас. Благодаря улучшению показателей энергоэффективности «Роснефти» на 14% в 2018-2019 гг. удалось предотвратить выбросы 3,1 млн т. в СО2-эквиваленте. Кроме того, только за прошлый год сотрудники НК высадили около миллиона деревьев по всей стране.

Примечательно, что за итоговыми цифрами кроется продуктивная работа не только головного офиса, но и всех дочерних предприятий НК, которые мотивированы на разработку новых предложений ежегодным конкурсом по определению лучшей компании в области экологической безопасности. 

Крайне важно, что, реализуя столь прогрессивную экологическую политику, компания не абстрагируется от российских реалий, а, напротив, участвует в дискуссии о возможности совершенствования используемых властью механизмов в этой области. Например, предлагает  предусмотреть единую и защищенную систему учета выбросов парниковых газов в разрабатываемой климатической стратегии РФ. 

В совокупности все это не оставляет сомнений относительно того, что реализуемый «Роснефтью» комплекс мер будет существенным вкладом в реализацию как национального проекта «Экология», так и требований Парижского соглашения. Ведь предложения НК по борьбе с изменением климата, которые так высоко оцениваются мировым сообществом, могут быть распространены на весь российский топливно-энергетический комплекс. 

То есть интеграция опыта «Роснефти» как наиболее показательного в нефтегазовой отрасли могла бы способствовать экономии нескольких лет на поиск наиболее оптимальных решений.   Сейчас компания демонстрирует, что долгосрочная экологическая политика может быть не только затратной, но и прибыльной. А значит, страна, чьи богатства характеризуются как углеводородами, так и лесными массивами, обладает широкими возможностями для быстрой и эффективной трансформации.