В прошлый раз мы затронули тему о неоднозначной эффективности санкций для тех государств, против которых они вводятся. Ограничительные меры крайне редко ведут к постулируемой цели. Более того, существуют примеры, когда санкции становятся решающим стимулом для развития государства. 

О том, как китайцам удалось в свою пользу обратить западную политику ограничений и сдерживания, превратив ее в катализатор собственной экономики, — в новом материале РАПСИ. 


Первые серьезные санкции были наложены на Поднебесную в 1989 году после разгона демонстрации на площади Тяньаньмэнь. До сих пор нет единого мнения о требованиях вышедших на митинги. Согласно самой распространенной версии, митингующие выступали за проведение либеральных реформ. К этому их подтолкнули и политические перемены в главной стране социалистического лагеря – в СССР. Власти приняли решение разогнать митинг при помощи военных, в результате чего, по разным оценкам, погибло от 300 человек до 7 тысяч. После этих событий на КНР были введены санкции, которые до сих пор не сняты. 

В период 90-х Китай относился к категории бедных государств мира, масштабы ущерба от международных санкций достигали примерно 7,5 млрд долл. и превышали общую сумму фактически использованных в 1989 году иностранных кредитов (6,286 млрд долл.). Однако несмотря на трудности, руководство КНР не отказалось от выбранного курса по созданию в стране «социалистической рыночной экономики» и продолжило политику внутренних реформ. 

Следующие серьезные санкции были введены США в период президентства Барака Обамы и Дональда Трампа. Они касались китайского экспорта, а также запрещали поставку в Китай высокотехнологической продукции. 

Выбранная КНР стратегия оказалась более чем успешной: Китай перестал заимствовать западные разработки в сфере высоких технологий и смог наладить собственное производство. Для этих целей в страну приглашались иностранные специалисты, а правительство инвестировало большие суммы в создание лабораторий и центров в таких крупных городах, как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу. Именно на базе одной из таких лабораторий выросла компания Huawei. 

Все результаты исследований Китай запатентовал, а также сформировал удобную систему логистики и формирования цены, что впоследствии позволило с выгодой для страны поставлять продукцию в западные страны, включая США, несмотря на введенные американцами санкции. 

Другим решением для развития собственного производства стало создание свободных экономических и технологических зон, в которых действует выгодная для предпринимателей налоговая система.  

Чтобы обойти санкции, наложенные США в форме повышенной тарификации на китайские товары, компании КНР стали открывать представительства в странах Латинской Америки и Африки. Таким образом, на канадский и американский рынки эти товары идут под штампом латиноамериканского производства.  

Другим способом для обхода тарификационной системы стало приобретение акций иностранных компаний через, например, малайзийские предприятия, на покупку которых китайским компаниям выделяется льготное государственное финансирование. Так, в 2005-2016 гг. инвестиции китайских компаний в США составили 135 млрд долл. и в Германии – 13,6 млрд долл., что позволило им получить доступ к интеллектуальным продуктам и высокотехнологичным предприятиям.

Следующим успешным шагом для КНР стала политика внутреннего стимулирования. В начале нулевых были обозначены области, в которых иностранные предприятия не могли работать и инвестировать. Сегодня их количество снизилось до 30, но благодаря этому запрету местные компании смогли развиваться и начать экспортировать собственную продукцию.

Одним из главных преимуществ Китайской республики является огромный внутренний рынок. По этой причине увеличение объема ликвидности не приводит к инфляции, а наоборот служит стимулированием для внутренней экономики, и вброс денег на рынки возвращается в бюджет в виде двойных налогов. 

В результате реформы внутреннего рынка и «открытой» политики значительно вырос уровень жизни китайских граждан. Доля промышленности, контролируемой государством, упала с почти 100% в 2000 г. до менее 50%. Одной из целей реформы стала программа локализации производства, уровень которой планируется повысить до 70% к 2025 году. Главная задача была поставлена на достижение самообеспеченности производственного процесса и постепенного замещения иностранных компонентов в глобальных цепочках стоимостях. 

Согласно принятой в 2015 году на съезде компартии стратегии «Сделано в Китае 2025», предполагающей построение инновационной промышленности, основными целями китайской политики и экономики стало: создание новых рынков сбыта и вытягивание мозгов: то есть высокотехнологичных разработок из стран-участников Экономического пояса Шелкового пути. 

Проект «Один пояс – один путь», создание которого инициировал КНР, уже значительно увеличил присутствие Китая в Центральной Азии. Именно через Центральную Азию путем построения новых транспортных коридоров Китай прокладывает себе новый путь в Европу. 

Прямые многомиллиардные инвестиции в экономики среднеазиатских республик уже привели к тому, что, например, в Казахстане доля китайских компаний, занимающихся нефтедобычей, стала примерно равной доле государственных предприятий. В Туркмении Китай стал основным покупателем газа. Причем, если раньше доминирующим объектом инвестиций был нефтегазовый сектор, то теперь поток юаней направляется и на развитие инфраструктуры, промышленности, сельское хозяйство и другие области. 

Таким образом, Китай смог использовать санкционный режим для выработки собственной стратегии успеха. Важными ее составляющими стало использование вторичных и третичных компаний для выхода на европейские и американский рынки, а ставка на высокие технологии и инновации позволила китайским компаниям не только создать собственное конкурентоспособное производство, но приобрести существенное влияние на мировом рынке. Для этих целей Китай на законодательном уровне ограничил экспорт на ряд продуктов и технологий, следуя государственным интересам и, ставя в приоритет экономическую безопасность. И хотя об обходе санкционных мер китайскими компаниями знают и в США, и в Европе, и в Австралии, но отказаться от китайского рынка они уже не могут.

Подробнее – в Telegram-канале «Спецвзгляд»