МОСКВА, 14 окт — РАПСИ. Российский союз автостраховщиков (РСА) заявил о том, что реформа ОСАГО, начатая в 2014 году, состоялась, хотя проблемы с расчетом коэффициента безаварийности (КБМ) и появлением на рынке большого числа поддельных полисов автогражданки пока еще не решены, передают РИА Новости/Прайм.

С 1 октября 2014 года вступили в силу поправки закона об ОСАГО, касающиеся лимитов выплаты потерпевшим в результате ДТП (по имуществу они выросли со 120 тысяч рублей до 400 тысяч рублей, по жизни и здоровью — со 160 тысяч рублей до 500 тысяч рублей). Дважды были повышены тарифы по ОСАГО (в октябре 2014 года и в апреле 2015 года), с 1 июля 2015 года появилась возможность оформлять автогражданку в электронном виде.

«Я думаю, что реформа ОСАГО состоялась. … Однако остается проблема — это коэффициент бонус-малус (КБМ), и мы над ней сейчас работаем. … Кроме того, тенденция, обозначившаяся в нынешний кризис, — это появление большого количества фальшивых полисов», — сообщил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев в рамках онлайн-конференции.

Однако Уфимцев отметил, что если год назад было большое количество жалоб на доступность услуги, неадекватность выплат, на навязывание дополнительных услуг и прочие вещи, то сейчас это практически сошло на нет. «Во всяком случае, по данным того же Центрального банка, ФАС, да и у нас такая же статистика, сейчас ситуация существенно улучшилась. Качество самой услуги стало выше», — подчеркнул он.

Подлинность ОСАГО будет контролироваться жестче

По данным РСА, сейчас в России около 2-2,5% фальшивых полисов ОСАГО (порядка одного миллиона полисов).

«Нас немножко пугает и расстраивает то, что человек знает, что полис поддельный и сознательно покупает его», — прокомментировал Уфимцев, напомнив, что приобретение поддельных полисов грозит автовладельцам лишними тратами в виде штрафа ГИБДД (800 рублей) и оплаты из своего кармана ремонта автомобиля пострадавшей стороны.

Помимо этого, теряется страховая история, коэффициент бонус-малус (КБМ). «Это очень важная вещь: человек, пропуская год вождения, обнуляет свою страховую историю, которую он зарабатывал много лет. А это может быть потеря скидки 30-40% и даже 50%", — уточнил он.

РСА сейчас разрабатывает предложения с изменениями в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) для того, чтобы привлекать к ответственности владельцев транспортных средств, которые сознательно приобретают поддельный полис ОСАГО.

«Автовладелец несет административную ответственность. Однако доказать, что он сознательно купил фальшивый полис, может быть непросто. Потому что нужна соответствующая доказательная база, и доведенных до суда дел здесь немного. Но сейчас готовятся изменения в закон, чтобы привлекать к ответственности таких нарушителей более эффективно», — пояснил Уфимцев.

По его словам, изменения должны быть хорошо продуманными, так как никто не застрахован от покупки фальшивого полиса, а санкции должны быть четко прописаны. «Сейчас все это на стадии обсуждения», — заключил эксперт.

В ходе онлайн-конференции Уфимцев также сообщил, что наличие полиса ОСАГО будет проверяться видеокамерами, которые сейчас фиксируют нарушения правил дорожного движения (ПДД). Пилотный проект, по его словам, будет запущен в одном из регионов (либо в Москве, либо в Казани) до конца текущего года.

Уфимцев пояснил, что отсутствие полиса — это такое же нарушение ПДД, поэтому эти камеры при проверке транспортного средства могут обращаться к информационной системе РСА и получать данные, есть у проехавшего автомобиля полис ОСАГО или нет.

«На тот случай, если вы только купили страховку и еще не успели внести в систему, будет специальный небольшой переходный период для выставления штрафа, например, семь или четырнадцать дней, чтобы у страховой компании была возможность внести полис в систему», — добавил исполнительный директор РСА.

Расчет КБМ должен стать более качественным

Как сообщил Евгений Уфимцев, по итогам реформы ОСАГО остается единственная сложная проблема — это коэффициент бонус-малус, который влияет на стоимость полиса ОСАГО (повышающий или понижающий в зависимости от аварийности в предыдущие периоды).

Ранее РСА и Банк России уже заявляли о существенном росте обращений от автовладельцев по поводу неправильного расчета КБМ.

«Катастрофическое увеличение обращений по расчету КБМ! В прошлом году за весь год обратилось 15 тысяч. За прошлый год ежемесячно обращения нарастали. … В 2015 году 6,5 тысячи обращений только за июль», — приводила данные директор по аналитической работе РСА Людмила Сенькина.

По ее словам, чтобы выйти из сложившейся ситуации, РСА пытается выстроить работу со страховыми компаниями: неоднократно проводятся региональные совещания, выстраиваются отношения с крупными страховщиками, которые дают основную часть в объеме договоров и в числе обратившихся граждан.

Банк России также участвует в решении данной проблемы и регулярно проводит встречи, как со страховыми компаниями, так и с руководством РСА для того, чтобы понять, в чем главные проблемы качественного расчета КБМ, что нужно предпринять для того, чтобы эти проблемы были решены и в какие сроки.

По словам зампреда ЦБ Владимира Чистюхина, страховщиков будут штрафовать за некачественное введение данных в базу автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). «В настоящее время РСА уже принял решение относительно введения определенных видов штрафов за непомещение информации, за непомещение в срок, за неисправление информации и так далее», — заявил он.

Это должно оказать серьезное влияние на страховые компании, которые будут озабочены более качественным помещением данных в эту базу, полагает Чистюхин. При необходимости штрафы могут быть повышены.

«Качественный скачок в расчете коэффициента бонус-малус можно ожидать к декабрю этого года», — считает зампред ЦБ.

Е-полис ОСАГО: популярность растет

Что касается проекта е-полис ОСАГО, то, по мнению РСА, начало второго этапа продажи электронных полисов «автогражданки» с 1 октября 2015 года дало толчок к росту популярности услуги.

Российские автомобилисты с 1 октября могут заключить новый договор ОСАГО через интернет — оформив электронный полис (е-полис). Ранее, с 1 июля 2015 года, это было возможно только при продлении уже действующего договора обязательного автострахования. Правда, юридические лица смогут приобретать е-полисы только с 1 июля 2016 года.

Согласно данным РСА, с момента старта проекта продано более 10,8 тысячи е-полисов ОСАГО. С 1 октября действуют порядка 2,5 тысяч е-полисов, из них 1,5 — новые полисы. «Таким образом, можно констатировать: если до 1 октября в день продавалось в среднем порядка 100 полисов, то сейчас этот показатель превышает отметку в 300 полисов и ото дня ко дню наблюдается тенденция к росту», — комментирует президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и РСА Игорь Юргенс.

По его словам, вопрос доступности услуги решен и у потребителей теперь есть возможность получить ее в любой точке страны, а уж воспользоваться этой возможностью или нет — решение за ними. Наибольшей популярностью е-полис пользуется в таких регионах как Краснодарский край, Ростовская, Воронежская, Волгоградская и Нижегородская области.

К системе продажи электронного ОСАГО подключились уже порядка 30 компаний. В настоящий момент электронные полисы продают, в частности: «АльфаСтрахование», ВСК, «Зетта Страхование», «Интач Страхование», МАКС, «Ренессанс Страхование», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах», «Тинькофф Страхование», «Уралсиб».