МОСКВА, 1 сен - РАПСИ. Земельный суд немецкого города Кельн (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) в четверг начал слушания по делу четырех обвиняемых в изготовлении и продаже поддельных картин почти на 16 миллионов евро, сообщает Badische Zeitung.

Как уточняет издание, на первом заседании гособвинитель зачитал обвинительное заключение. Ни сами обвиняемые, ни их защитники свою позицию не озвучили. Дата следующего заседания пока не известна.

Решение по делу ожидается в марте следующего года. Всего суд намерен заслушать 168 свидетелей. Обвиняемым грозит до десяти лет лишения свободы.

По версии прокуратуры, всего за последние 15 лет фигуранты дела выставили на продажу 47 написанных одним них картин, выдавая их за работы известных художников-модернистов. Они утверждали, что полотна достались им в наследство от родственников. При этом на самом деле оба покойных родственника - Вернер Егерс и Йохан Кнопс, якобы собравшие в начале 20-го века обширную коллекцию картин и спрятавшие ее в годы Второй мировой войны, - не только не приобретали предметы искусства, но и не были знакомы друг с другом.

Гособвинение считает, что обвиняемым удалось продать как минимум 14 полотен. В частности, картину "Пейзаж с лошадями", якобы написанную немецким экспрессионистом Генрихом Кампендонком, за 500 тысяч евро купил американский актер Стив Мартин.

Наибольший ущерб фигуранты дела нанесли коллекционеру и издателю Даниелю Филипакки, заплатившему около 5,5 миллиона евро за картину "Лес (2)" якобы кисти Макса Эрнста. Еще несколько подделок под Эрнста и Кампендонка были приобретены музеями и коллекционерами за суммы от 500 тысяч до 2,9 миллиона евро. Среди других художников, картины которых подделывали обвиняемые, были французы Фернан Леже и Андре Дерен.

При этом обвиняемым удалось ввести в заблуждение многих авторитетных экспертов, в том числе Вернера Шписа, который был лично знаком с Эрнстом. По данным прокуратуры, фигуранты дела подделывали только картины, которые официально считаются утерянными и репродукции с которых отсутствуют. Фигуранты дела тщательно копировали все особенности техники художников, писали на холстах начала века, а при оформлении картин использовали старые рамы и ржавые гвозди.

При этом обвиняемые все же допустили ряд грубых ошибок, ускользнувших тем не менее от глаз экспертов. В частности, рамы большинства картин были выполнены из одного и того же дерева, а при их написании использовались титановые белила, не существовавшие в предположительное время создания полотен. Кроме того, в названии картины Леже "Натюрморт" слово "природа" было написано не по-французски (nature), а по-немецки (Natur), а на самой картине вместо натюрморта был изображен локомотив.