МОСКВА, 1 май - РАПСИ. Международному уголовному суду (МУС) в Гааге будет весьма сложно найти предлог для рассмотрения жалобы Украины на Россию, считает президент и член исполкома российской Ассоциации международного права Анатолий Капустин. Более того, он отметил, что юрисдикция международного правосудия на Россию не распространяется.

Ранее кандидат в президенты Украины Петр Порошенко заявил, что Украина готовится подать иск в Международный уголовный суд в связи с присоединением Крыма к Российской Федерации. По его словам, в подготовке иска «для привлечения России к ответственности» участвуют европейские и американские юристы.

В компетенцию Международного уголовного суда входит рассмотрение таких жалоб, как военные преступления, преступления против человечности, геноцид, агрессия, рассказал РИА Новости Капустин. «События в Крыму на Украине рассматривают как агрессию. Соответственно, претензия может быть только одна – о неправомерном применении силы со стороны России. Геноцида, как и преступлений против человечности там не было, военных преступлений зафиксировано не было», - отмечает он. Предстоят сложные разбирательства, а перспективы у Украины чего-то добиться невелики, считает эксперт.

Существует две процедуры рассмотрения вопроса о неправомерном применении силы. «Во-первых – на основе ООН. Совет Безопасности должен принять резолюцию о том, что произошло нарушение мира или неправомерное применение силы. Во-вторых, несколько лет назад в Кампале (Уганда) государства-участники Международного уголовного суда приняли Кампальский договор об определении агрессии. Он предполагает несколько иную процедуру рассмотрения судом такого рода жалоб и обвинений», - объяснил Капустин.

Он обратил внимание, что Россия не ратифицировала Римский статут Международного уголовного суда и не является участником соглашения об определении агрессии. (Римский статут, вступивший в силу в 2002 году, является основой деятельности МУС. РФ международный договор подписала в 2000 году, однако до сих пор не ратифицировала. Таким образом, на Россию, также как на США, Кита, Украину и ряд других стран, юрисдикция международного правосудия не распространяется).

«С учетом, что Россия не участвует в Римском статуте, ни в Кампальском соглашении, предъявлять нам какие-либо обвинения, привлечь нас к процессу на основе этих юридических норм, не будет никаких оснований», - уверен Капустин.

С точки зрения Киева, угрозой применения силы можно считать обращение президента РФ к Совету Федерации за разрешением использования Вооруженных Сил страны на территории Украины «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране» (1 марта 2014 года), - говорит Капустин. Однако стоит напомнить, что верхняя палата российского парламента согласие дала, однако никаких действий за этим не последовало.

«Строго говоря, этот акт вряд ли можно квалифицировать как акт агрессии. Что касается проведения референдума в Крыму, то с юридической точки зрения использования вооруженных сил для оккупации не было. То есть, с точки зрения применимого права, я не вижу здесь предлога для рассмотрения в суде», - заявил эксперт.

Ранее правительство Украины направило в Международный суд в Гааге декларацию, признающую юрисдикцию суда по событиям «евромайдана» в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. Не являясь членом МУС, государство имеет право принять его юрисдикцию. Прокурором МУС было начато предварительное рассмотрение событий на Украине, после чего будет решено - подавать или не подавать ходатайство к судьям для открытия полноценного расследования.