МОСКВА, 29 авг — РАПСИ. Высокий суд Лондона постановил в конце минувшей недели, что один из ответчиков по скандально известному «делу «Совкомфлота», покинувший РФ предприниматель Юрий Никитин может рассчитывать на многомиллионную компенсацию в связи с блокированием на протяжении более пяти лет активов подконтрольных ему компаний. Копия постановления имеется в распоряжении РАПСИ.
Разбирательство по искам, поданным аффилированными с «Совкомфлотом» компаниями, длилось около восьми лет. Лондонский суд рассмотрел несколько заявлений в связи с мошенническими схемами, в которые в начале 2000-х годов оказалась вовлечена группа компаний «Совкомфлот» и ОАО «Новороссийское морское пароходство» («Новошип»).
Помимо бывшего генерального директора «Совкомфлота» Дмитрия Скарги ответчиками по этим заявлениям выступали: предприниматель Юрий Никитин, бывший исполнительный директор английской компании Fiona Maritime Agencies Ltd. (ныне Sovcomflot (UK) Ltd.) Юрий Привалов, бывший заместитель генерального директора «Совкомфлота» Игорь Борисенко, бывший руководитель «Новошипа» Тагир Измайлов и ряд оффшорных компаний.
«Совкомфлот» настаивал, что Скарга и Измайлов получали взятки в рамках вскрывшегося мошенничества. Однако лондонский суд, рассмотрев эти заявления с применением российского права, в декабре 2010 года оставил их без удовлетворения. Тем не менее, отклонив претензии к Скарге и Измайлову, суд признал обоснованность части претензий к Никитину, Привалову и другим ответчикам.
«Совкомфлот» обжаловал это решение в апелляционной инстанции, но в марте 2013 года жалоба была отклонена. Из мотивировочной части следует, что суд установил два факта передачи Никитиным взятки Скарге в сумме, не превысившей 350 тысяч долларов. Утверждалось, что Скарга получил еще около 100 тысяч долларов на приобретение дачи, однако лондонский суд подтверждение этому не нашел.
В рамках разбирательств аффилированные с «Совкомфлотом» структуры еще в августе 2005 года добились замораживания активов компаний, подконтрольных Никитину, на 225 миллионов долларов. Однако вскоре после этого соответствующее распоряжение было отменено, поскольку 208,5 миллиона долларов было перечислено на специальный счет юркомпании Lawrence Graham LLP, представлявшей интересы ответчиков. Деньги оставались на счете вплоть до декабря 2010 года.
Примечательно, что в мае 2007 года лондонский суд по заявлению аффилированных с «Совкомфлотом» компаний распорядился о замораживании активов еще на 377 миллионов долларов, из которых 262 миллиона — деньги компании Никитина Standard Maritime Holding Corp., зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
Ответчики по искам аффилированных с «Совкомфлотом» компаний утверждают, что гарантийные деньги, перечисленные на специальный счет в 2005 году, могли быть потрачены на развитие бизнеса, в частности, приобретение на корейских верфях танкеров с целью их последующей перепродажи. Конечная прибыль до всех выплат по кредитам оценивается более чем в 450 миллионов долларов.
Истцы, в свою очередь, утверждают, что замораживание активов, как и впоследствии обеспечение требований, не мешали ведению бизнеса. В случае если у ответчиков были какие-то сомнения относительно законности операций, им следовало обратиться в суд, который мог санкционировать проведение этих операций или скорректировать данное ранее распоряжение с тем, чтобы убрать препятствия для ведения бизнеса.
Лондонский суд, однако, напомнил, что по распоряжению от 2005 года заключение договоров на строительство судов было запрещено, в то время как впоследствии при обеспечении требований стороны пришли к заключению, что перечисленные на специальный счет средства временно не будут использоваться.
В итоге судья Мейлз, рассматривавший ходатайство о компенсации, пришел к выводу, что ответчики, в частности Никитин, имели возможность получить заявленную прибыль. Эту возможность с учетом всех обстоятельств судья оценил в 50%, решив, что сумма компенсации должна рассчитываться соответственно.
Что касается активов, замороженных по распоряжению 2007 года, то в этом случае компенсация, по мнению судьи, не полагается. Средства хранились на счетах Standard Maritime в частном швейцарском банке Wegelin & Co, а также на счетах Credit Suisse (до сентября 2007 года). В распоряжении суда была оговорка, согласно которой компаниям разрешалось проводить операции для ведения бизнеса.
Что касается Никитина, то он уехал из России еще в 2004 году. В Великобритании ему было предоставлено политическое убежище. Россия подала прошение об экстрадиции предпринимателя в связи с обвинениями, предъявленными ему по уголовному делу о мошенничестве, но в декабре 2008 года это прошение было отклонено. Как следует из документов лондонского суда, обжаловано оно не было.
По данным Генпрокуратуры РФ, Скарга и Измайлов, подозреваемые в причастности к хищению у «Совкомфлота» и «Новошипа» более 8 миллиардов рублей, скрываются от правосудия. В мае этого года дело в отношении них было передано в суд. Привалов, согласившийся на сделку со следствием, был осужден на три года лишения свободы в исправительной колонии общего режима с уплатой штрафа в 1 миллион рублей.