МОСКВА, 30 ноя – РАПСИ. Страны БРИКС продолжают работу над совершенствованием правовой среды, включая сферу регулирования споров как на национальном, так и на международном уровнях, рассказали представители стран-участниц IV Юридического форума объединения.
Обсуждая повышение привлекательности юрисдикций государств, входящих в объединение, эксперты обратили внимание на достигнутые успехи, а также высказались по поводу существующих препятствий и поставленных задач.
Председатель Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников рассказал о достижениях России в сфере совершенствования законодательства. В числе таких реформ, как введение понятия независимой гарантии вместо банковской гарантии и подписание президентом блока поправок к законопроекту о финансовых сделках, спикер особо отметил реформу третейских судов и борьбу с так называемыми "карманными судами".
"Борьба достаточно успешная. Я уже побаиваюсь, чтобы перегиб не был в другую сторону", – сказал председатель, заметив, что из тысяч третейских судов осталось не больше десяти.
Кроме того, Крашенинников сообщил о том, что продолжается работа над созданием единого Гражданского процессуального кодекса и модернизацией наследственного права, которая позволит открывать прижизненные наследственные фонды.
Об успехах России на международном уровне сообщил председатель правления Ассоциации Юристов России Владимир Груздев. Он напомнил, что недавно Россия поднялась до 35 места в рейтинге Doing Business, по сравнению со 124 местом в 2011 году. Среди конкурентных преимуществ российского права Груздев выделил сравнительно небольшие судебные издержки в пропорции, составляющей примерно 16% от суммы иска, что значительно ниже затрат в других странах. Кроме того, срок исполнения по решениям судов РФ составляет примерно год, в то время как в некоторых юрисдикциях, например итальянской, вступление решения в силу может занимать до 10 лет.
Одной из тем выступления председателя стало создание общей платформы разрешения споров в БРИКС, в том числе создание Арбитражного суда объединения.
"Именно юридическое сообщество должно выступать как инициатор перед руководителями наших государств для того, чтобы этот вопрос попал в повестку заседания в ЮАР", – отметил Груздев.
Сопредседатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Андрей Назаров отметил, что инициативы, направленные на создание благоприятной атмосферы по ведению бизнеса в рамках правовой системы РФ, пока не достигают желаемого эффекта. Проблемой, стоящей на пути развития, он назвал излишне жесткую карательную систему российского правосудия по экономическим делам.
"Если у вас там создаются проблемы с какими-то серьезными последствиями для бизнеса, вы, конечно, начинаете сомневаться насколько это необходимо", – сказал Назаров.
По словам эксперта, в этой связи была проведена значительная законодательная работа. Он напомнил о запрете арестовывать предпринимателей в рамках уголовных дел, о проведенной экономической амнистии и прекращении уголовного преследования в случае возмещения ущерба.
Позиция Китая во время дискуссии была представлена Чжаном Юэ, заместителем Генерального Секретаря Шанхайского международного арбитражного центра. Центральной темой выступления спикера стала совместная работа столь разных правовых систем и юрисдикций в рамках БРИКС. По словам Юэ, сотрудничество в рамках арбитражного производства должно быть сфокусировано прежде всего на вопросах экономики. Представитель КНР считает, что у рассмотрения споров в третейских судах есть значительный потенциал в связи с возрастающим экономическим взаимодействием между странами ассоциации.
Спикер сообщил о том, что его страна заключила более 80 правовых договоренностей с Россией и продолжает работу в этом направлении и с другими странами ассоциации. Юэ выразил уверенность в необходимости согласовать общий подход в сфере разрешения споров, учитывая проблему различных юрисдикции и правовые различия между странами. Как отметил эксперт, в этой связи Шанхайский международный арбитражный центр, в котором работают как судьи из КНР, так и иностранные специалисты, изучает правовые системы стран БРИКС и разрабатывает положения, направленные на создание большей совместимости китайского права в рамках ассоциации.
Исполняющий обязанности президента Ассоциации адвокатов Индии Прашант Кумар начал свое выступление с того, что назвал существующие правовые системы БРИКС "не самыми лучшими" в рамках международных стандартов. На его взгляд, подобная ситуация объясняется тем, что некоторые страны долгое время доминировали в сфере торговли и, как следствие, развили правовой сектор. Вместе с тем, Кумар видит огромный потенциал, заложенный в БРИКС, и выразил уверенность в том, что ассоциация должна занять лидерскую позицию на юридическом рынке.
"БРИКС – это очень ценный ресурс из-за нашего разнообразия, что позволяет нам служить зонтиком для всего мира", – сказал он.
По мнению спикера, экономические успехи стран БРИКС в сфере физического производства товаров на данный момент значительно обгоняют рынок услуг, что приводит к проблемам с применением так называемой "мягкой силы" этих государств. Индия также добилась значительных успехов в сфере международных споров, отметил Кумар. Так, значительно повысилась скорость рассмотрения подобных дел.
Представитель Южноафриканской Республики, член руководящего комитета юридического общества Южной Африки Мвузо Нотиеси рассказал о вовлеченности его страны в правовой диалог с другими странами континента и остановился на проблеме неравенства, вызванного влиянием, которое оказывают на правовую систему политики и крупные экономические игроки. Кроме того, он выразил мнение о том, что международные судебные инстанции проявляют предвзятый подход в отношении африканских лидеров.
Генеральный директор АНО "Институт современного арбитража" Андрей Горленко рассказал о том, как в России развивается система разрешения международных споров. Он отметил, что, к сожалению, из 19 наиболее популярных арбитражных институтов в рейтинге профессора Гарри Бонна 2015 года только два института представляют страны БРИКС. Вместе с тем, в России был принят новый закон об арбитраже, а также были внесены изменения в закон о международном арбитраже, что привело к сокращению числа подобных институтов до четырех, сообщил Горленко.