Можно ли измерить коррупцию? Почему Россия в мировых коррупционных рейтингах в последние годы занимает одно из последних мест, "конкурируя" с Папуа-Новой Гвинеей и Таджикистаном? Наконец, стоит ли вообще доверять результатам подобных исследований? Обо всем этом в интервью РАПСИ/infosud.ru рассказала руководитель исследований международного движения по противодействию коррупции Transparency International (TI), куратор ежегодного Индекса восприятия коррупции Робин Ходесс, которая в начале мая 2011 года побывала в Москве.

 

- Люди вне зависимости от профессиональной принадлежности любят разнообразные рейтинги. Яркий пример - первые лица частных юридических компаний. Для них место в списке лучших - не только показатель востребованности собственных услуг, но и повод свысока глядеть на конкурентов. При этом вряд ли кто-то из них воспринимает такие исследования слишком серьезно. Когда ежегодно обнародуются новые данные Индекса восприятия коррупции (ИВК), многие люди в России также относятся к этим цифрам, как к своеобразной игре. Мол, ничего нового такой рейтинг нам сказать не может. Вы согласны с таким подходом?

- Для нас борьба с коррупцией - вовсе не игра. И есть очень серьезные вещи, которые делают подобные индексы чем-то большим, чем развлечение наподобие музыкальных хит-парадов. Ведь кто-то должен с полной ответственностью сообщать правительствам некоторых стран о том, как они выглядят со стороны. И каждый год, после публикации данных очередного Индекса, со стороны властей и граждан многих стран слышны вопросы. Самые распространенные: почему положение того или иного государства за год нисколько не улучшилось или почему громкие национальные коррупционные скандалы не понизили место страны в рейтинге? Для нас же это всего лишь платформа, один из инструментов, позволяющих задавать уже свой главный вопрос - как можно объяснить тот факт, что с точки зрения распространения коррупции большинство стран мира не выглядят подобающим образом? Почему правительства некоторых государств из года в год отказываются принимать меры? Так что Индекс - повод завязать разговор, а не причина тешить чье-то самолюбие или напротив - кого-то унизить.

- ИВК-2010, обнародованный в октябре прошлого года, показал, что Россия сегодня занимает <почетное> 154 место из 178 возможных. Российские власти этому не обрадовались, хотя официально неутешительные данные никак не комментировали. Скептики же немедленно выразили сомнения в методике подсчета результатов. В чем она состоит?

- Сразу могу сказать, что смотреть, с какими странами на одном и том же месте оказалась какая-то конкретная страна, довольно вредно для психики. Следует обратить внимание на целый кластер государств, внутри которого оказалось и ваше. Это дает куда больше пищи для размышлений (по итогам последнего ИВК Россия соседствует с Камбоджей, Центральноафриканской республикой, Гвинеей-Бисау, Кенией, Папуа-Новой Гвинеей и Таджикистаном - прим. РАПСИ).

Что касается непосредственно методики, то TI собирает информацию о коррупции из опросов предпринимателей, инвесторов, других категорий экспертов, владеющих подобной информацией. Мы суммируем данные 12-14 исследований, проводимых ежегодно, как национальных, так и мультинациональных, стандартизируем полученные ответы и делаем сводную таблицу, где полученные ответы ранжируются по шкале от 0 до 10 баллов. Ноль в данном случае обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции опрошенными экспертами, 10 - самый низкий.

Важно помнить, что речь идет именно о восприятии, о точке зрения. И это не точка зрения TI, а мнения многих людей, опрошенных в течение года. Мы в данном случае лишь обрабатываем информацию.

- Мнения людей по определению субъективны. А раз так, это дает некоторым недовольным результатами госчиновникам прекрасный повод заявить, что Индекс - изначально предвзятое исследование.

- Все опросы, которые лежат в основе Индекса, можно разделить на две части. Первая касается мнений предпринимателей, которые работают в стране и действительно о ней что-то знают. Вторая половина опросов - взгляд экспертов. Мы, к примеру, используем исследования журнала  The Economist. И эти эксперты дают свои оценки положению дел во многих странах, не только в России. Если нам попадается специалист, что негативно отзывается, например, о вашем правительстве, его мнение уравновешивается оценками других экспертов, у которых находится негатив в отношении правительств других стран. Поскольку экспертов по разным странам с разными точками зрения у нас много, получается, образно говоря, среднее арифметическое значение. То есть нивелируется какой-то негатив по отношению к конкретной стране, который может эмоционально высказать один или два эксперта. Плюс к этому мы используем исследования авторитетных источников, которые сами по себе уравновешены теми, кто их готовит. Мало ведь кто всерьез будет говорить, что рейтинги того же The Economist изобилуют плохо взвешенными эмоциональными оценками.

Кроме того, для определения объективности наших исследований некоторое время назад мы сравнили опросы предпринимателей и экспертов, которые лежат в основе ИВК, с опросами граждан, на базе которых мы готовим наш ежегодный Барометр мировой коррупции. Данные исследований практически полностью совпали. И это касается не только России.

Политический же аспект заключается в том, что восприятие, хоть его нельзя измерить в привычных величинах, тоже имеет большое значение. В первую очередь речь идет о комфортном инвестиционном климате, о том, что именно люди ожидают от страны. Это нельзя сбрасывать со счетов.

- Есть ли у опрашиваемых экспертов какие-то особые претензии к нашей стране? Или же негативные мнения являются общими для всех стран, в компании которых Россия оказывается в последние годы?

- Разумеется, взгляды экспертов по кластеру стран, в котором сейчас находится РФ, во многом схожи. Это касается и государственного управления, и уровня коррупционного давления на бизнес, и наличия административных барьеров. Различия в частностях. Где-то чуть больше административного давления, но чуть меньше рейдерства. Где-то рейдерства больше, но больше и усилий государства по противодействию коррупции. Но никаких особых причин, по которым именно Россия находится внизу рейтинга, нет и быть не может. Просто эксперты негативно отвечают на большинство вопросов, которые им задавались.

Самое главное. ИВК не дает ответа на фундаментальный вопрос, почему случилось так, что страна оказалась столь низко в рейтинге. Индекс только констатирует факт - это случилось. И не подсказывает, что делать дальше. Он показывает, что люди, эксперты, недовольны тем, что антикоррупционные реформы либо не происходят вовсе, либо усилий правительства явно недостаточно. И это говорит о важности дальнейших исследований, которые как раз и призваны отвечать на вопрос, почему коррупция столь велика и что с этим делать.

- ИВК подсчитывается с 1995 года. Есть ли примеры того, что Индекс какой-то из стран резко увеличивался, к примеру, уже на следующий год?

- Есть методологическая проблема - ИВК трудно использовать как универсальное мерило изменений в течение длительных периодов времени. Но это не означает, что в мире нет стран, где бы не учитывали ежегодные показатели Индекса и не занимались улучшением ситуации с коррупцией в стране. Очень много стран, где ИВК воспринимается очень серьезно и его показатель официально включается в национальные антикоррупционные стратегии. Даже со всеми методологическими оговорками самое главное, что мы видим - ни одна из стран не движется только вверх. Скорее уместно говорить о синусоидах: в один год становится чуть лучше, потом идет примерно такое же ухудшение ситуации. Связано это со многими факторами, например, с избирательными циклами. В качестве примера могу привести Колумбию и Либерию. В первом случае мы несколько лет назад наблюдали сильное улучшение ситуации, потом произошел откат назад. Во втором мы также констатировали положительные тенденции, которые в определенный момент сменились отрицательной динамикой. Было очевидно, что власти что-то делают, но оступаются.

- Если говорить об избирательных циклах, то Россия как раз сейчас на пороге их смены. В декабре этого года - выборы в Госдуму, в марте следующего - выборы президента. Считается, что в предвыборный период власти начинают активно использовать популистские меры, что в краткосрочной перспективе благоприятно сказывается на ситуации в стране. Можно ли сказать, что Индекс текущего года в отношении России будет выше ИВК 2010-го?

- Да, такое развитие событий возможно. Но не в очень значительной степени, поскольку источники, на которые мы опираемся в ходе исследований, мягко говоря, не очень подвержены популистским пикам в действиях властей. Эксперты не сильно падки на предвыборные обещания. Поэтому подъем возможен, но он вряд ли вознесет страну на принципиально новое место в рейтинге.

Следует также отметить, что в ходе исследований мы используем данные и источники не за один, а за два последних года. Поэтому при подсчете ИВК-2011 мы учтем показатели не только текущего года, но и 2010-го. Подобный подход позволяет нивелировать не только предвыборную активность госчиновников, но и сопутствующие любым выборам сиюминутные скандалы, в том числе и коррупционного характера.

 

Беседовал Владимир Новиков