Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ/infosud.ru) вело текстовую трансляцию из Высокого суда Лондона, где проходил четвертый день допроса Романа Абрамовича в рамках процесса по иску, поданному к нему предпринимателем Борисом Березовским.
Текстовая трансляция также доступна на нашей странице в Twitter.
Рассмотрение по существу иска Березовского к Абрамовичу началось 3 октября. Объектом спора стал ряд российских активов, среди которых порядка 43% акций "Сибнефти" и доля в РУСАЛе.
Истец заявляет, что вместе со своим партнером по бизнесу Бадри Патаркацишвили в 2000-2003 годах был вынужден продать указанные активы значительно дешевле их реальной стоимости под давлением и даже угрозами со стороны Абрамовича. Сумма претензий Березовского превышает 5 миллиардов долларов.
Роман Абрамович дал первые показания 31 октября. В ходе допроса он опроверг данные о том, что соглашение о покупке "Сибнефти" в 1995 году, якобы заключенное между ним, Березовским и Бадри Патаркацишвили, предусматривало 50-процентное разделение компании между ним и партнерами.
20:28 Друзья, на этом мы заканчиваем трансляцию из Высокого суда Лондона, спасибо всем, кто следил за репортажем на нашем сайте и в Твиттере. Поздравляем всех россиян с наступающим праздником и желаем приятных выходных!
20:26 Слушания на сегодня закончилось, судья все-таки решила провести очередное заседание завтра, его начало - в 14:30 мск.
20:14 Судья разрешила Абрамовичу покинуть свое место, поскольку "он закончил давать показания и у него, очевидно, болит горло". Решаются технические вопросы.
20:12 "К сожалению, мне уже тяжело сконцентрироваться, я не чувствую вопроса", - сказал Абрамович. Судья, отметив, что это был долгий и трудный день, решила прекратить слушания на сегодня и предложила договориться адвокатам, есть ли возможность не проводить заседания по пятницам.
20:11 Абрамович: "Если Березовский просил меня приехать, я это всегда выполнял, но что-то выносить из этих встреч я не планировал. Для меня было важно прекратить противостояние между Патаркацишвили и Дерипаской. Березовский хотел услышать о слиянии от меня, а остальных, в том числе Швидлера, я позвал с собой".
20:07 Абрамович заявил, что в целом он не может сказать, что они часто проводили время с Дерипаской и встречались с ним. по его словам, для того, чтобы создать вторую по величине в мире алюминиевую компанию, необходимо было провести с ним горздо больше времени.
20:04 Рабиновитц сказал Абрамовичу, что ему не нужно было "тащить" Дерипаску в Лонлон с собой. Абрамович ответил, что "самолет был очень комфортным, тихим, прекрасная гостиница". "И вообще, в Лондоне очень комфортно", сказал Абрамович, рассмешив весь зал, в том числе Березовского.
20:01 Абрамович завил, что Дерипаска тоже был готов лететь в Лондон. В соответствии с его показаниями, одной из причин этого было то, что он может попросить Березовского погасить его долг в $16 млн, другая - то, что он хотел продемонстрировать, что обладает связями с такими влиятельными людьми, как Березовский и Питаркацишвили.
19:54 Абрамович пояснил взаимоотношения между Березовским, Патаркацишвили с одной стороны, и Дерипаской с другой . По его словам, Дерипаску "разводили", и в связи с этим он недолюбливал обоих.
19:49 Ранее в ходе допроса Абрамович заявлял, что не в духе российских бизнесменов обсуждать деловые вопросы по телефону.
19:48 Рабиновитц: "Разве вы не могли обсудить какие-нибудь детали по телефону" Абрамович: "Не думаю".
19:45 Абрамович: "Березовский хотел видеть меня лишь потому, что предпочитал быть в курсе важных событий в России. Он интересовался, чем я занимался".
19:43 Рабиновитц заявил, что столь сложная поездка, учитывая, что дорога занимала около 13 часов, и что он только накануне был в Лондоне, свидетельствовала том, какое значение она имела для Абрамовича. Абрамович: "Встречи с Березовским были для него важными, и я относился к ним щепетильно, я готов был подолгу его ждать".
19:40 Рабиновитц перешел к поездке Абрамовича в Лондон в марте 2001 для обсуждения с Березовским сделки о слиянии с Дерипаской.
19:40 Судья попросила адвоката закончить уже, наконец, с этой частью вопросов, поскольку уже довольно поздно и, если он хочет, продолжить завтра, а сейчас перейти к другим вопросам.
19:38 Абрамович заявил, что он был достаточно "взрослым", и что ему никаких разрешений на то, чтобы кому-то что-то сообщать, ему не требовалось.
19:37 Судья обратила внимание адвоката на то, что он ходит кругами и что все ответы на свои вопросы, очевидно, он уже получил. Рабиновитц заявил, что все это действительно важно.
19:35 "Патаркацишвили помогал в приобретении алюминиевых активов, и у меня были определенные обязательства перед ним. Соответственно, было бы неприличным, если бы Патаркацишвили узнал о сделке из газет", - заявил Абрамович.
19:25 Рабиновитц просит Абрамовича вспомнить, что он рассказывал Патаркацишвили и Дерипаске о готовящейся сделке, не против ли был Дерипаска, чтобы Абрамович рассказал о сделке Березовскому. Абрамович: "Мы хотели держать эту сделку в секрете до того, как она будет закрыта".
19:04 Абрамович сидит абсолютно один в консультативной комнате и прикладывает к вискам бутылки с водой.
19:01 Перерыв на десять минут.
19:01 Когда Абрамович относительно долго что-то поясняет, он разбивает свою речь на четкие, отдельные предложения для удобства переводчика и периодически даже знаками объясняется с ним, чтобы понять, успевает ли тот.
18:52 Рабиновитц: "Это доказывает то, для вас это было обычной практикой". Абрамович: "Затрудняюсь прокомментировать. Этим занимались юристы".
18:50 Рабиновитц заявил, что он не собирается бесконечно отсылать Абрамовича к контрактам, в которых прописывается английское право, но их, по его словам, еще не меньше пяти, и все они так или иначе касаются акций "Сибнефти".
18:43 Абрамович согласился, что в 1999 году создавались трастовые компании, связанные с его организациями, но затруднился ответить, где они регистрировались. "Насколько я помню, в Лихтенштейне".
18:43 Рабиновитц отмечает, что к марту 2000 года, когда был заключен договор с Дерипаской, Абрамович уже активно использовал оффшорные компании и, соответственно, для него было обычной практикой включать английское право в контракты.
18:38 Рабиновитц настаивает, что вопрос применяемого права все же обсуждался на встрече. Абрамович: "Мне было совершенно все равно, какое право бы использовалось, я разницы не вижу. На встрече этот вопрос обсуждать было некому, на ней не было юристов".
18:37 Он отметил, что активы были российскими, но зарегистрированы они были за пределами РФ, в частности, на Британских Виргинских островах и Гибралтаре.
18:34 Абрамович заявляет, что его вообще не интересовали вопросы права, "какое право будет применяться при составлении соглашения о разрешении споров".
18:33 Березовский не сдерживает смеха.
18:32 Абрамович подтверждает, что юристы не участвовали в подготовке предврительного соглашения с Дерипаской.
18:31 Абрамович: "В этом нет ничего необычного - в документе говорится о "Сибнефти" и о нефтетрейдинговых компаниях".
18:28 Рабиновитц просит Абрамовича ознакомиться с очередным документом и обращает внимание Абрамовича на то, что в нем Патаркацишвили, говоря о "Сибнефти", всегда употребляет местоимение "мы".
18:20 По словам Рабиновитца, в документе говорится ни о чем ином, как о желании Березовского зарегистрировать активы РУСАЛа на свое имя.
18:18 Абрамович: "У меня было предположение, что в алюминиевом бизнесе не все так гладко, что Дерипаска кому-то платил. Без реальной "крыши" в этом бизнесе делать было нечего".
18:13 Рабиновитц обращает внимание Абрамовича на документ, в котором приводится их разговор о регистрации акций в алюминиевых активах.
18:09 Рабиновитц продолжает настаивать на том, что партнерами Абрамовича по сделке с алюминиевыми активами были Березовский и Патаркацишвили. Допрос продолжился ровно с того же места, на котором он был прерван перерывом.
18:03 Слушания возобновились. В зале судебных заседаний сегодня очень душно, судья попросила немного убрать отопление, чтобы помещении стало чуть прохладнее.
17:01 Суд объявил перерыв на час.
16:48 Абрамович пожаловался, что ему сложно удерживать всю информацию на слух. Очевидно, Роман Аркадьевич устал - периодически трет глаза, поправляет наушники, хотя обычно просто сидит, не двигаясь.
16:46 Рабиновитц зачитывает показания бывшего гендиректора РУСАЛа Александра Булыгина. Абрамович говорит, что он с ними и не спорит, что Булыгин - очень честный человек, и он очень надеется, что Булыгин лично выступит в суде.
16:39 "Я гораздо более детальный, чем господин Березовский, но сам все же не очень детальный", - заявил Абрамович, затруднившись ответить на очередной вопрос.
16:35 Разбирается очередной документ английского солиситора, в котором приводится ссылка на слова Патаркацишвили, в соответствии с которыми они с Березовским являлись акционерами "Сибнефти". Абрамович затруднился это прокомментировать, допустив, что Патаркацишвили мог чего-то не договаривать.
16:28 По словам Абрамовича, у отдельных людей складывалось впечатление, что Березовский владел в 90-х годах всем - "АвтоВАЗом", "ЛогоВАЗом", "Трансаэро", "Аэрофлотом", ОРТ и т.д.
16:10 Абрамович прокомментировал сделанное ранее заявление Березовского о том, что продавцу компании важно, в чьи руки эта компания переходит. По словам Абрамовича, "металлургическая компания - это не котенок, которого отдают в хорошие руки", и ему, как продавцу, было бы все равно, кому она достанется.
16:06 Рабиновитц ссылается на очередную статью американского издания, в которой говорится о том, что меньше чем за неделю в России крупными бизнесменами были куплены три крупнейших алюминиевых завода крупными бизнесменами. По словам Абрамовича, эта статья всего лишь комментирует слухи, которые ходили на рынке.
16:00 По словам Абрамовича, говоря о "Сибнефти" и ее принадлежности кому-либо, всегда четко подбирались слова, формулировки, имена при этом умышленно не назывались.
15:58 Березовский усмехнулся, услышав это заявление Абрамовича.
15:58 По словам Абрамовича, только из соображений безопасности никогда не говорилось о том, что он один является акционером компании "Сибнефть". В связи с этим использовались формулировки "менеджмент компании", "руководство компании", хотя на российском рынке, по его словам, существовали слухи, что владельцем компании являлся Березовский. Абрамович завил, что Березовский был "волнорезом, который снимал все вопросы".
15:55 Рабиновитц приводит доводы, в том числе ссылаясь на заявления Черного, что активы приобретались группой акционеров "Сибнефти", а не одним Абрамовичем.
15:51 Рабиновитц просит Абрамовича ознакомиться со статьей Financial Times, в которой говорится, что основные акционеры "СибнефтиС приобретали алюминиевые активы. Абрамович заявил в своем комментарии, что газета что-то написала по слухам. Он также назвал неправдой, что Березовский приобретал алюминиевые активы, будучи акционером "Сибнефти".
15:38 Абрамович категорически не согласился с утверждением о том, что те связи, которые имелись у Патаркацишвили и Березовского, сыграли важнейшую роль при сделке.
15:37 Абрамович назвал роль Патаркацишвили в этой сделке очень серьезной, а Лебедя - условной. Хотя, по его словам, последний, видимо, имел возможности этой сделке помешать.
15:34 Абрамович не согласился, что алюмииевые активы достались ему, по сути, бесплатно, по схеме бридж-финансирования, но признал, что сделку Швидлер оформил гениально.
15:31 По словам Абрамовича, сделка финансировалась следующим образом: $100 млн - из "МДМ-банка", часть - из нефтетрейдинговых компаний, часть - по договоренностям с Дерипаской.
15:28 Заседание продолжилось после небольшого технического перерыва. Рабиновитц вернулся к вопросу о том, насколько важной была позиция генерала Лебедя в отношении сделки по приобретению алюминиевых активов в регионе. Абрамович признал, что его позиция действительно имела значение.
Все новости по теме - в сюжете "Суд по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу" >>>
15:14 Рабиновитц ссылается на документ, в котором говорится о том, что, с одной стороны, по сделке выступали Патаркацишвили, Швидлер и Абрамович, и что стоимость акций приобретаемых активов выросла до $575 млн, то есть сумма увеличивалась на $25 млн. Абрамович сообщил, что это настораживало отдельных людей, кто-то считал, что Патаркацишвили зарабатывает с двух сторон. Однако, по словам Абрамовича, в этом не было никакого подвоха - в итоге эта разница отошла Льву Черному.
15:04 По словам Абрамовича, Патаркацишвили выступил переговорщиком по сделке, и без Бадри он бы "туда не полез, тем более что там каждые три дня кого-то убивали". "Мне не нужен был такой бизнес", - завил Абрамович.
15:03 Рабиновитц пытается выяснить, были ли при этом Патаркацишвили и Швидлер сторонами сделки по приобретению активов. По словам Абрамовича, они действительно являлись сторонами по договору, но не были приобретателями. Документ же, который Рабиновитц называет "контрактом", и на который он при этом ссылается, является лишь "понятийной бумагой".
15:02 Абрамович признал, что Патаркацишвили был краеугольным камнем сделки по приобретению алюминиевых активов. Швидлер, по его словам, также сыграл существенную роль в этом.
Читать репортажи с допроса Бориса Березовского: день первый, день второй, день третий, день четвертый >>>
14:52 Березовский очень внимательно слушает Абрамовича, как обычно, не нуждаясь в переводе, периодически поглядывая в монитор ноутбука.
14:50 Рабиновитц пытается конкретнее выяснить, какую роль в приобретении активов и склонении к сделке Абрамовича играли Патаркацишвили и Швидлер.
14:50 Абрамович утверждает, что не стал бы приобретать эти активы без учета позиции Швидлера. "Швидлер - мой близкий друг, и он разбирается в ситуации", - заявил Роман Аркадьевич, добавив, что ни одной крупной сделки без его участия не совершал. При этом, по его словам, уговорил его приобрести активы Патаркацишвили.
14:46 Абрамович заявил, что на тот момент красноярский завод, как и другие активы, никакой прибыли не давал. Была тяжелая финансовая обстановка, поэтому он "не горел желанием их приобретать".
14:43 По словам Рабиновитца, именно поэтому Абрамович нуждался помощи Березовского в тот момент, когда он начал приобретать активы в Красноярском крае. Абрамович ответил, что к приобретению этих активов местная власть, в том числе Лебедь, никакого отношения не имела. По его словам, ситуация на предприятиях накалялась, люди начали выходить на улицу из-за не выплат заработной платы. Он заключил, что это была проблема, которую властям было необходимо решать.
14:39 Рабиновитц интересуется, в каких отношениях, по мнению Абрамовича, Березовский был с генералом Лебедем, когда тот был губернатором Красноярского края. По словам Абрамовича, отношения у них строились по-разному, и одно время Лебедь ненавидел Березовского. При этом Березовский оказывал услуги Лебедю, когда тот выдвигался в губернаторы.
14:36 Теперь речь пошла о приобретении Абрамовичем алюминиевых активов. "К 1999 году Лев Черной и братья Рубены контролировали значительную часть бизнеса в Красноярском крае", - признал Абрамович.
14:33 "Совершенно невозможно представить себе, что вы выплачивали десятки миллионов долларов за "крышу" - услугу, которую вам, по сути, не оказывали", - заявил Рабиновитц. Абрамович оспорил это утверждение, заявив ,что после выборов политическое влияние Березовского только усилилось.
14:29 Абрамович и Рабиновитц углубились в обсуждение понятия "крыша". "Это длительные отношения с более-менее регулярными платежами", - заявил Абрамович.
14:27 Комментируя утверждение, что к 1998-2000 годам доступ к президенту и его администрации со стороны Березовского стал очень ограниченным, Абрамович заявил, что Березовский действительно нечасто встречался с президентом, но это не означает , что его политическое влияние было незначительным.
14:25 "Березовский предоставлял те услуги, о которых мы договорились, и получал за них деньги. Но концепция "крыши" не предполагала расторжение договоренностей в одностороннем порядке, в частности, по моему собственному усмотрению", - заявил Абрамович.
14:23 Рабиновитц заявил, что Абрамович платил Березовскому за его политическое содейтвие, "крышу", даже после 1996 года. Абрамович согласился с этим утверждением.
14:22 Рабиновитц настаивает, что политических рисков у Абрамовича на тот момент уже не было, и что именно Абрамович попросил Березовского отдалиться от компании. Рабиновитц: "Вы сказали, что для "Сибнефти" было вредным быть каким-либо образом связанным с Березовским". Абрамович: "Этого не было".
14:20 Абрамович признал, что в декабре 1995 года НФК получила в управление акции "Сибнефти". По его словам, в январе 1996 года "Руником" приобел еще 12 процентов акций компании.
14:17 Абрамович заявил, что к марту 1996 года он нуждался в политическом лоббировании со стороны Березовского. По его словам, он один не удержал бы компанию "Сибнефть" в руках. "Моего авторитета не хватило бы для того, чтобы работать с Городиловым одному".
14:15 Слушания начались.
14:09 Улыбнувшись своему адвокату, Абрамович направился на свое место, приготовившись давать показания. В зал тут же хлынули юристы обеих сторон.
14:06 Березовский проследовал в консультационную комнату. Из помещения напротив в какой-то момент выглянул Абрамович. Увидев своего оппонента, Роман Аркадьевич немедленно удалился обратно.
14:05 В здании появился Березовский - в сером костюме, черной водолазке и красным маком в петличке.
13:57 С каждым днем интерес прессы к процессу все больше угасает - публики становится все меньше и меньше.
Читать репортажи с первого, второго и третьего дней допроса Романа Абрамовича в лондонском суде >>>
13:30 Добрый день! Через 45 минут в Высоком суде Лондона начнется четвертый день допроса Романа Абрамовича. Мы начинаем очередную текстовую трансляцию. Не забывайте обновлять страницу!