Денис Дворников, член Общественной палаты РФ, кандидат юридических наук

На этой неделе стало известно, что вполне рутинная процедура ротации судей Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) обернулась для России скандалом. Причем, как это ни странно, на этот раз можно уверенно сказать, что именно европейские институты сами провоцируют возникновение двусмысленной ситуации.  Речь идет о решении Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) перенести рассмотрение вопроса о назначении российского судьи в ЕСПЧ с весенней сессии на октябрь. В чем же странность этого решения?

Напомню, что полномочия нынешнего судьи ЕСПЧ от Российской Федерации Анатолия Ковлера истекают через полгода - в ноябре 2012 года. В связи с этим, согласно утвержденной процедуре, в прошлом году Минюст России провел конкурс на эту должность, в рамках которого был составлен шорт-лист из шести судей (всего выдвигалось 15 кандидатов), который лег на стол главы государства.

В начале текущего года Дмитрий Медведев из представленных кандидатур, согласно регламенту, выбрал трех претендентов, из которых депутаты ПАСЕ должны были избрать того самого единственного представителя России в ЕСПЧ. В этот список вошли судья ad hoc в ЕСПЧ по делу "ЮКОС против России", профессор Санкт-Петербургского университета Андрей Бушев, а также судьи Высшего арбитражного суда РФ Дмитрий Дедов и Людмила Новоселова. Незадолго до голосования Людмила Новоселова взяла самоотвод по личной причине

И тут начались странности.

Учитывая, что все предыдущие формальности были соблюдены, вполне логично было бы провести голосование, исходя из наличия двух оставшихся российских кандидатов, и спокойно закрыть сессию с чувством выполненного долга. Должность судьи Европейского суда по правам человека весьма престижна, ведь каждая европейская держава представлена лишь одним представителем в этом уважаемом органе Совета Европы. В связи с этим ясно, что причины отказа Новоселовой от участия в "финальном" конкурсе были весьма серьезны и неожиданны, и обсуждать их не имеет смысла.

Но, похоже, среди депутатов ПАСЕ начались очередные конспирологические брожения, подозрения, что российское политическое руководство, "Кей-Джи-Би" и "русская мафия" что-то мутят, или пытаются манипулировать волеизъявлениям депутатов в отношении выборов судьи. Иного объяснения решения о переносе голосования на октябрь нет. Скорее всего, формальный повод может быть сформулирован так: "Что-то тут не так у этих русских, надо посмотреть, давайте-ка на осень отложим!". То есть поступили абсолютно по-российски: потом, мол, решим.

Чем же может обернуться данное "потом"? Во-первых, это вопрос этикета. Я даже осмелюсь сказать - дипломатического этикета, так как участие России в Европейской конвенции по правам человека - это далеко не последний вопрос в международной повестке дня. Главное - ставится под сомнение решение президента Российской Федерации, пусть уже и бывшего.

Во-вторых, действующий представитель России в ЕСПЧ фактически уже сидит на чемоданах, а преемника нет, и не будет до октября, когда у Ковлера уже будет заказано такси в страсбургский аэропорт. При этом нагрузка на российский сегмент Европейского суда чрезвычайно велика. Введение в курс дела и передача всего объема документов требует немало времени. И если судья Андрей Бушев, учитывая его участие в рассмотрении дела "ЮКОС против России", отчасти погружен в реалии ЕСПЧ, то Дмитрий Дедов такой практики не имеет. Что же получается? В условиях цейтнота депутаты ПАСЕ сами себе сужают выбор до одного человека? Ведь поток жалоб из России стал уже "притчей во языцех". Значит, подспудно шансы судьи, познавшего будни ЕСПЧ, априори выше.

Проблема защиты прав человека в России, вопросы взаимопонимания с Западной Европой - темы тонкие и чувствительные, мелочей в них не бывает. Подобная непоследовательность и неуместная подозрительность со стороны европейских институций играют на руку тем, кто мечтает о выходе России из Европейской конвенции по правам человека и изоляционной политике нашей страны. Любые подозрения депутатов ПАСЕ по поводу возможных закулисных игрищ в данном конкретном случае абсолютно беспочвенны. Едва ли "подозрительный" или "неправильный" кандидат прошел бы фильтр Минюста и, тем более, был бы одобрен президентом.