Аркадий Смолин, специальный корреспондент РАПСИ

 

Принятие жестких законопроектов о сигаретах может войти в российскую историю как "потребительская революция". Маргинализация табакокурения способна изменить отечественную судебную практику по потребительским искам. Формирование в рамках судебной системы особого института "потребительского правосудия" предоставляет России шанс выступить единым фронтом с США и странами Западной Европы в "священной войне" с жиром.

Впрочем, на данный момент лишь немногим более 10% пострадавших в России потребителей обращаются в суд. Между тем, как показывает зарубежный опыт второй половины ХХ века, положительные перемены в здоровье нации и средней продолжительности жизни во многом зависит от юридической активности потребителей в борьбе за свои права. А еще больше – от политики судебной системы в трактовке оценки морального ущерба.

Охота на детей

В России начинается борьба с пропагандой вредного образа жизни в молодежной аудитории. На прошедшей неделе блоггеры, СМИ и профессиональные рекламщики синхронно возмутились новым проектом "Донского табака". Но пачках сигарет планируется изобразить девушек сомнительной половозрелости. По словам экспертов, дизайн ориентирован на подростковую аудиторию, в нем использованы модные у тинейджеров яркие цвета, стиль одежды и мечты о заграничной жизни. Сами сигареты ароматизированы, что выглядит как расчет "подсадить" на табак самую молодую аудиторию.

Заметим, что негодование российских активистов, углядевших попытку приучить подростков к курению имеет много схожих черт с протестами в США против агрессивной рекламной кампании, направленной на маленьких детей в фаст-фудах. При том, что те же самые клоуны, игрушки, входящие в комплект обеденных наборов, и развлекательные мероприятия в ресторанах быстрого питания представлены в российских филиалах этих заведений в еще более навязчивой форме. Однако судебного резонанса такая политика фаст-фудов у нас все еще не получила.

В США количество маленьких детей с избыточным весом за последние тридцать лет удвоилось, а подростков – утроилось. Еще десять лет назад врачи пытались привлечь внимание общества к проблеме резкого роста заболеваний диабетом 2-го типа среди детей, связанного с ожирением.

Между двумя этими дурными привычками потребительского общества много общего. От ожирения, приобретенного в детстве, избавиться во взрослом возрасте еще сложнее, чем от тяги к табаку. В декабре 2001 года министр здравоохранения США заявил, что около 300 тысяч смертей в год связаны с избыточным весом. Ожидается, что в ближайшее время эта цифра достигнет уровня смертности, связанного с курением.

Производители сигарет сегодня терпят поражения в Западном мире. В Австралии с 1 июля 2012 года, все упаковки сигарет будут лишены товарных знаков и обретут непривлекательный оливково-коричневый цвет. В США со следующего года надписи "Курение может вас убить" и "Сигареты вызывают рак" будут проиллюстрированы девятью картинками: фотографиями трупа курильщика, пораженных никотином легких, гниющих зубов и пр.

Бесконечными судебными процессами и согласованными инициативами правительств ряда стран курильщики фактически загнанны в гетто. Купить сигарету в той же Австралии сложнее, чем марихуану в Нидерландах. Как следствие 40% австралийцев бросили курить за последние десять лет. Однако, не следует забывать, что социальным инициативам правительств предшествовали многочисленные коллективные и единичные судебные иски граждан.

Тупиковые прецеденты

После того как табачные компании вынуждены были приостановить свою агрессивную политику, потребительские активисты взялись за транснациональные пищевые корпорации. 

Нью-йоркский адвокат Сэм Хирш подал иск против "Макдональдса". Он утверждал, что компании по производству "быстрой еды" намеренно ведут агрессивную рекламную кампанию еды с высоким содержанием жиров, соли, сахара и холестерина среди детей, не предупреждая их о том, что это ведет к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям, инфарктам, риску раковых заболеваний и т.д.

Схожая попытка была предпринята и у нас более пяти лет назад. Летом 2005 года Наталья Кашуба почувствовала недомогание, изжогу, боли в желудке и обратилась к врачу. Вскоре выяснилось, что у женщины гастрит. При таком заболевании врачи не рекомендуют пить газированные напитки. Наталья же об этом не знала, а на этикетках "Кока-колы" никаких предупреждений о возможных последствиях для здоровья она не обнаружила.

28 июля 2006 года Химкинский городской суд своим решением обязал ООО "Кока-кола ЭйчБиСи Евразия" выплатить Кашубе 3133 рубля (сумма, затраченная на лечение гастрита). По всем признакам это решение могло стать прецедентным.

Однако же, прошло пять лет, а заметных перемен так и не последовало – ни в законодательстве, ни в судебной практике. Никто так и не обязал производителей предоставлять потребителям конкретную информацию о последствиях употребления пищевой продукции.

До сих пор компаниям не обязательно сообщать о количестве сахара, содержащегося в продукте (обычно они ограничиваются сведениями об углеводах). Отчего человек, страдающий нарушением обмена веществ, рискует приобрести вместе с напитком гипергликемию.

Воспитание штрафом

Впрочем, во всем мире инициативу в сфере перевоспитания производителя проявляют простые потребители. Судебными исками они обращают внимание государства на проблему, исправление которой, в свою очередь, поручается законодателям. Контролем над качеством товаров и ответственностью компаний занимаются профессиональные сутяжники, которых у нас до сих пор единицы.

Как привлечь к борьбе за права потребителей адвокатов экстра-класса, известно давно. Уравнять шансы огромных корпораций и простых покупателей, например, в США удается с помощью огромных выплат, за которыми охотятся лучшие адвокаты. В случае победы в суде они получают "гонорар успеха" (обычно 33% от суммы иска).

Американский адвокат Ральф Нейдер на таких гонорарах и работе специальных контролирующих организаций заработал состояние в несколько миллионов долларов. После серии выигранных судебных дел он выдвигался в президенты США от Партии зеленых. В 2000 году даже занял третье место, набрав 2,74 % голосов.

В результате такого давления компаниям выгоднее вкладывать дополнительные средства в повышение качества и безопасности продуктов, в предупреждение покупателей о потенциальной опасности их употребления, чем оплачивать судебные издержки. Наиболее характерный пример – авиаперевозки. Исчисляющиеся миллионами долларов  компенсации стимулируют западные компании вкладываться в безопасность полетов. У нас же дешевле расплатиться с родственниками погибших, чем даже просто обновить дряхлый технопарк.

В России "гонорар успеха" запрещен, поэтому заинтересовать высококвалифицированного адвоката потребительским иском крайне тяжело.

Суммы компенсаций (редко превышающие сто тысяч) выглядят как фильтр, отсекающий от участия в борьбе за права потребителей известных юристов и многообещающих гражданских активистов.

Тем более, что шансы получить даже выигранную компенсацию невелики. По официальным данным, исполняется чуть более половины судебных решений. Адвокаты считают, что в реальности этот показатель вдвое меньше.

В результате, пока Верховный суд не пересмотрит суммы компенсаций за жизнь, здоровье и психологический комфорт потребителя, борьба за их права останется, по большей части, уделом маргиналов. Со всеми вытекающими последствиями для качества и продолжительности жизни населения.

Общее дело

Отдельного разговора заслуживают общества защиты прав потребителей (ОЗПП). Очевидно, что дефицит прирожденных сутяжников могут (и должны) успешно заменять специализированные организации.

На ОЗПП лежит особо важная социальная функция: выигранные в судах деньги они могут использовать для высокотехнологичного тестирования товаров. Задачу экспертов ОЗПП внимательно выискивать скрываемые компаниями недостатки продукции должно стимулировать ожидание высоких судебных выплат. Так, например, годовой бюджет американского ОЗПП Consumer Union составляет 300 миллионов долларов. Помимо прочего, эти деньги позволяют обществу покупать автомобили и устраивать crash-тесты.

В России бюджет ОЗПП в 300-1000 раз меньше. Поэтому, единственное, на что у них хватает резервов, – консультации (чаще всего платные: в среднем 300-1000 рублей).

Данную функцию ОЗПП у нас вполне могло бы взять на себя государство: помимо почти неограниченных финансовых резервов, плюсы участия государства заключаются в искоренении локального "рейдерства", а также ограничения анархического роста частной инициативы до того момента, когда будет сформирована общепризнанная правовая этика. Однако сейчас у России даже нет государственной консультационной помощи потребителям (консультации есть лишь в отдельных муниципалитетах или городах).

Большая часть из имеющихся ныне частных ОЗПП (только в Москве их насчитывается несколько десятков) лишь дискредитирует саму идею защиты прав потребителей. Они организуют "набеги" с проверками, по итогам которых зачастую вымогают у мелкого бизнеса по 3-10 тысяч рублей за решение проблемы в досудебном порядке.

Моральное разорение

По статистике судебного департамента Верховного суда РФ, количество потребительских исков ежегодно увеличивается примерно на треть. Однако суммы компенсационных выплат почти не меняются.

Возможно, долгожданным прецедентом станет дело Виктории Карасевой. 4 августа этого года Мосгорсуд признал законным решение Кунцевского суда Москвы, обязавшего ресторан Il Patio выплатить бывшей участнице реалити-шоу "Дома-2" 2,2 миллиона рублей за ракушку в пицце, сделавшую ее инвалидом второй группы.

Появление в информационном пространстве чисел такого рода может добавить судьям необходимой решимости в задаче решительного пересчета порядка сумм выплат за моральный ущерб: изменить ориентировку с советского на западный опыт.

Ведь в условиях свободного рынка именно на суд возлагается государственная функция контроля и стимулирования социальной ответственности юридических лиц. И, чем жестче будет "кнут" требований компенсировать моральный ущерб, тем более сладкий "пряник" в результате получит общество в целом (в том числе, и в виде вынужденного усовершенствования технологий).

В некоторых странах такое взаимодействие суда и производства называется модернизацией.