23 сентября стартовало общественное обсуждение архитектурных проектов будущих зданий Верховного и Высшего арбитражных судов в Санкт-Петербурге, куда они в течение нескольких лет должны будут переехать из Москвы.

В этот день на сайте президентской библиотеки имени Ельцина былы презентованы четыре архитектурных проекта, которые ранее были отобраны конкурсной комиссией. Среди тех, кто участововал в составлении шорт-листа - актеры Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили, писатель Даниил Гранин, худрук Академического театра балета Борис Эйфман, президент Союза архитекторов Андрей Боков, главы Русского музея и Эрмитажа Владимир Гусев и Михаил Пиотровский, представители ВАС и ВС, президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев, министр культуры Владимир Мединский, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Обсуждение проекта будет закрыто в конце октября - к этому времени комиссия должна будет определиться с окончательным выбором. Любой желающий может оставить собственное мнение о каждом из предложенных вариантов, а пока же мы предлагаем вам взглянуть на четыре проекта, ставших финалистами конкурса.

Прописка

Для начала - адрес. Вот выдержка из официального документа: "Здания ... планируется разместить на земельном участке, площадью 12,7 га. Он располагается в южной части Петроградской стороны и ограничен проспектом Добролюбова, западной границей площади Академика Лихачева, набережной реки Малая Нева, участком вдоль Большого проспекта П. С., участком вдоль проспекта Добролюбова (территория СК "Юбилейный"), пер. Талалихина. Кроме того, на указанной территории планируется строительство Дворца танцев, в котором разместится прославленная труппа Театра под руководством Б. Я. Эйфмана".

Если смотреть со стороны соседней набережной, то место, куда в будущем должен переехать объединенный суд, выглядит вот так:

Почти 13 гектаров территории надежно скрыты заборами и деревьями. Вблизи картина примерно следующая:

Вот за этим забором через какое-то время будет находиться часть будущего здания. Пока же у нас есть возможность оценить, насколько удачно может вписаться тот или иной проект в традиционно мрачноватые питерские пейзажи.

Расположение места на карте >>>

Проект первый. "Архитектурная мастерская Максима Атаянца"

"Участок... является важной частью центрального пространства Санкт-Петербурга – акватории Невы. Сюда обращены знаменитые ансамбли барокко и классицизма: стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, Большое Адмиралтейство, Сенатская площадь, Дворцовая набережная, формирование которых завершилось в первой четверти XIX века.

Почти через сто лет, в начале ХХ века состоялся яркий, хотя и недолгий взлет петербургского "каменного" неоклассицизма... Сейчас, еще век спустя, только обращение к неоклассике в контексте окружающих градостроительных ансамблей позволяет найти решение, продолжающее традиции петербургской архитектуры и достойное важнейшей государственной функции. Бережное сохранение невских панорам является безусловным приоритетом".

"Композиционное решение проекта основано на идее торжественного раскрытия в сторону водного пространства Невы, при этом пониженные корпуса Судебного департамента играют роль пропилеев перед главным портиком здания Суда. Органичному сочетанию каменных фасадов и водной глади способствует озеленение: ряды деревьев, стриженые кустарники, цветники и газоны".

Больше фотографий и информации о проекте здесь >>>

Проект второй. "Земцов, Кондиайн и партнеры"

"Строительство на набережной Европы комплекса общегосударственной важности вместо коммерческого жилого квартала, соответствует особой значимости участка и, при этом, позволяет решить две чрезвычайно ответственные градостроительные задачи:

- осуществление многочисленных пожеланий жителей города о создании на этой набережной озелененного общественного пространства, визуально связывающего Александровский парк с зеленью Петровского острова;

- достойное завершение застройки набережных Невы, не нарушая ансамбля Петропавловской крепости и стрелки Васильевского острова".

"Основные положения архитектурно-градостроительного решения:

- главный фасад здания обращен в сторону пространства Невы, значительно отступает от современных границ площади Академика Лихачева и, таким образом, не вносит диссонанс в сложившийся городской ансамбль;

— здания Суда, Судебного департамента и корпусов служебных квартир компактно размещены в едином комплексе вдоль пр. Добролюбова, что позволяет устроить пешеходную набережную шириной более 60 метров, благодаря чему на Неве может появиться новый городской общественный бульвар с газонами, высокоствольными деревьями и малыми архитектурными формами.

— высокий уровень безопасности всего комплекса, без необходимости устройства дополнительных ограждений, обеспечивается внутренней закрытой для посторонних служебной улицей, на которую, с одной стороны, обращены все служебные входы в офисы, а с другой – жилые дворы;

— в первых этажах жилых корпусов, обращенных к набережной, предлагается расположить кафе, магазины, рестораны;

— бульвар протяженностью более 400 м начинается от Биржевого моста и ведет к новой обширной прибрежной площади, где размещается Дворец Танцев".

Больше фотографий и информации о проекте здесь >>>

Проект третий. "Студия 44"

"Концепция воспроизводит на новом витке эволюции Санкт-Петербурга градостроительные замыслы и планировочные идеи его основателя Петра I. Композиция нового комплекса и ориентация улиц-линий на Васильевский остров в главных чертах повторяют рисунок генерального плана Леблона-Трезини 1717 года.

Постановка протяженных зданий перпендикулярно набережной с образованием ступенчатой композиции отсылает к таким характерным памятникам изначального Петербурга как здание Двенадцати коллегий и застройка "образцовыми" домами Николаевской набережной (наб. Лейтенанта Шмидта)".

"Все блоки застройки связаны между собой системой пешеходных дорожек и мостов, переброшенных через каналы. Цепочка мостов и площадей образует прогулочную набережную, продолжающуюся от Биржевого до Тучкова моста. Здесь могут быть оборудованы пристани для различных судов: катеров, яхт, речных трамвайчиков.

Для придания застройке ансамблевого звучания в настоящей концепции широко и в различных вариациях использован мотив колоннад, аркад, открытых и крытых галерей, трактуемых в духе безордерной классики. Они и маркируют, и размывают границу между зданием и окружающей средой, определяют ритмический строй и пластику фасадов. В соответствии с регламентом, высота сооружений от 13,5 до 26 метров".

Больше фотографий и информации о проекте здесь >>>

Проект четвертый. "Евгений Герасимов и партнеры" - предложено два варианта

"Цель предлагаемой концепции - создание значительного по размерам, целостного архитектурного ансамбля притягательного для посещения горожанами и гостями Санкт-Петербурга и удобного для функционирования размещаемых в нем государственных судебных учреждений.

В основу градостроительной композиции первого варианта положено формирование нового ансамбля вокруг Дворца танцев. Градостроительный прием основан на гармоничном сочетании новой площади вокруг театра и окружающего ее ожерелья административных и жилых зданий".

"Строгие классицистические фасады зданий судов завершают формирование главного парадного пространства города – центральной части акватории Невы между Стрелкой Васильевского острова и Дворцовой набережной.

Фасады жилых домов, вдоль набережной решены в традиционной исторической стилистике и за счет изменения масштаба членения, а также разновысокого силуэта обеспечивают плавный переход новой части комплекса к зданию Тучкова буяна.

Высота карнизов зданий – 21,5 23,5 метра, высота до конька или выступающих элементов кровель – не более 28 м".

"В основу градостроительной композиции второго варианта положена идея создания большого общественного зеленого пространства вокруг театра. Парк одновременно разделяет административную и жилые зоны и связывает в одно общественное пространство проспект Добролюбова, театр и набережную, делая доступным комплекс для прогулок и отдыха горожан.

Административная часть, сформированная двумя зданиям судов, обращена к главному городскому пространству – средней части акватории Невы между стрелкой Васильевского острова и Дворцовой набережной. Фасады зданий судов выполнены в классическом стиле, подчеркивающем государственное значение комплекса и соответствующем окружению.

Жилая зона комплекса расположена в северной части участка. Фасады жилых домов вдоль набережной Невы решены в традиционной исторической стилистике и за счет изменения масштаба членения, а также разновысокого силуэта обеспечивают плавный переход к историческому зданию Тучкова буяна".

Больше фотографий и информации о проекте здесь >>>

Подготовил Артем Солодков