Верховный суд (ВС) РФ не видит препятствий для употребления алкоголя после поломки машины на дороге. Суд разбирал дело водителя, которого на полтора года лишили прав и оштрафовали на 30 тысяч рублей за то, что он употребил спиртной напиток после того, как потерял на дороге колесо. Однако высшая инстанция указала, что утрата колеса не является дорожно-транспортным происшествием, а выпивание алкоголя в сломанной машине, которая не двигается, не регулируется нормами Правил дорожного движения.

Потерял колесо и выпил

В высшую инстанцию с жалобой обратился житель Тувы, которого мировой суд лишил права управлять транспортом на полтора года и оштрафовал на 30 тысяч рублей. Водителя признали виновным по части 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что у него во время движения отлетело переднее левое колесо, а после поломки он выпил.

Сотрудники ГИБДД посчитали, что утрата колеса является дорожно-транспортным происшествием и, соответственно, факт употребления алкоголя нарушает правила дорожного движения, несмотря на то, что автолюбитель ни во время ни после распития спиртного машиной не управлял.

Мировой суд Тувы согласился с позицией Госавтоинспекции, а вышестоящие суды поддержали решение о необходимости наказать водителя и оставили постановления о лишении прав и штрафе в силе.

Однако Верховный суд РФ решил, что с такими выводами согласиться нельзя.

Позиция ВС РФ

Верховный суд от раза к разу призывает суды по делам об административных правонарушениях проводить всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Также судьи обязаны выявить причины и условия, которые способствовали совершению административных правонарушений, указал ВС РФ.

Судья признает, что действительно частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ водителю запрещено употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции. Такое правонарушение влечёт наложение штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Объективная сторона состава этого правонарушения заключается в невыполнении требований о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования, напоминает ВС РФ. Субъектом же названного административного правонарушения выступает водитель транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия.

Вместе с тем он не согласился с позицией, что поломку машины можно приравнять к автоаварии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорожно-транспортное происшествие — это  событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб, указывает судья Никифоров.

Он также ссылается на постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090 «О Правилах дорожного движения», где содержится аналогичное понятие ДТП.

Из рапорта сотрудника ГИБДД следует, что он выехал в село Сарыг-Сеп, где обнаружил автомашину ВАЗ 2106 без переднего левого колеса, которое лежало рядом с транспортным средством.

Водитель пояснил, что колесо отвалилось в процессе движения, после чего он позвонил своему племяннику, чтобы тот привез гайки для починки колеса и забрал автомобиль. Эту же версию он изложил и в суде, а племянник автолюбителя подтвердил его слова. Тот факт, что автомобиль находился без переднего колеса, не оспаривали и допрошенные в судебном заседании сотрудник полиции и стажер ДПС. Объяснения водителя соответствовали и схеме ДТП, и фототаблице.

«Из системного толкования правил для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию необходимо наличие движущегося по дороге транспортного средства, само событие должно быть связано с этим транспортным средством, а возникшие последствия события должны соответствовать перечисленным в понятии «дорожно-транспортного происшествия» (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб)», — указывает Никифоров.

Однако из материалов дела не следует, что в результате потери колеса наступили последствия, соответствующие определению «дорожно-транспортное происшествие», пришёл к выводу ВС РФ.

Он считает, что при рассмотрении дела мировой суд не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

«Суд, указав в своем постановлении, что (водитель) совершил дорожно-транспортное происшествие, после чего употребил алкоголь, не выяснил какие последствия наступили в результате вышеуказанного события. Вышестоящими судебными инстанциями указанное обстоятельство не проверено, надлежащей оценки не получило. Таким образом, такой обязательный элемент состава административного правонарушения, вмененного (водителю) как факт дорожно-транспортного происшествия, при рассмотрении настоящего дела установленным признать нельзя», — отмечает суд.

ВС РФ напоминает, что из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Однако в данном случае невозможно прийти к безусловному выводу, что наличие состава правонарушения в действиях автовладельца является доказанным, пришёл к выводу судья.

В связи с этим он отменил решение всех нижестоящих инстанций о лишении водителя права управлять машиной и наложении на него штрафа и прекратил административное дело.

Алиса Фокс