Власть может вмешиваться в право на проведение мирных публичных мероприятий, не вовремя поданное уведомление о митинге не считается, аресты за несанкционированные акции должны быть крайней мерой, а серия пикетов может расцениваться как митинг — Верховный суд РФ во вторник принял постановление пленума об административной ответственности за нарушение правил проведения различных массовых акций.

В документе из 44 пунктов охватываются все нюансы, связанные с массовыми мероприятиями. В том числе суд предлагает считать акцию согласованной, если организатор вовремя не получил уведомление о невозможности ее проведения, а также призвал российские суды максимально оперативно рассматривать жалобы на отказ властей разрешить проведение мероприятий.


Законно и соразмерно 

Власти могут вмешаться в право граждан проводить мирные публичные мероприятия, но только в случае необходимости и с правомерной целью, указывает ВС РФ. 

«При рассмотрении дел, связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели», — говорится в постановлении пленума. 

С учетом этого судам в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства, поясняет ВС. 

Он также напоминает о праве властей отказать в согласовании мероприятий только в случаях, когда уведомление подано лицом, не имеющим права быть его организатором, либо если акцию планируется провести в месте, где такие мероприятия запрещены.

При этом предложение о смене времени или места проведения мероприятия не может расцениваться как отказ в его проведении, отмечает ВС РФ. В таком случае стороны лишь должны попытаться достигнуть компромисса. 

Когда уведомление не считается 

Сроки подачи уведомления о проведении публичного мероприятия исчисляются в календарном порядке и не включают день самой отправки, поясняет ВС РФ. 

«Соответственно, уведомление о проведении публичного мероприятия должно быть получено органом публичной власти не ранее дня, после которого остается 15 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия, и не позднее дня, после которого остается 10 дней до дня, в который планируется проведение публичного мероприятия.

Если последний день срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, то уведомление подается в рабочий день, предшествующий данному дню.

Судам следует учитывать, что уведомление, поданное за пределами периода, не подлежит рассмотрению, о чем организатор публичного мероприятия должен быть незамедлительно уведомлен», — говорится в постановлении пленума.

При этом в случаях, когда уведомление подано раньше установленного срока, организатору даётся право на повторное обращение, напоминает ВС.

Время имеет значение

Пленум также обращает внимание судов на недопустимость ситуации, когда организатору акции слишком поздно предлагают изменить ее время и место: такое уведомление должно быть ему направлено не позднее трёх дней с момента получения уведомления. В противном случае место и проведение акции считаются согласованными, отмечает суд.

«В связи с этим органу публичной власти следует использовать все доступные ему средства связи и доставки, позволяющие довести в указанный срок содержание документов до сведения организатора публичного мероприятия с фиксацией факта получения соответствующей информации адресатом.

Если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия органом публичной власти не доведено до сведения организатора обоснованное предложение об изменении места и времени... публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, за исключением случая, когда организатор публичного мероприятия уклоняется от получения соответствующего предложения», — говорится в документе.

ВС также подчеркивает, что поскольку организация и участие в публичных мероприятиях является конституционным правом граждан, то суды должны максимально оперативно рассматривать возникающие из-за планируемых акций споры. 

Пикет превращается в акцию 

Закон позволяет не предупреждать власти о планируемом пикете, однако в ряде случаев такая форма акции может расцениваться судами как митинг, следует из постановления. 

«Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием», — сказано в документе. 

В таком случае за серию пикетов, проведённых без согласования, может наступить административная ответственность, отмечает ВС.

Он уточняет, что такое развитие событий может наступить «в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы». 

Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов, указывает ВС.

При этом суды должны принимать во внимание, что совпадения могут оказаться случайными, а также исходить из презумпции невиновности гражданина, отмечает высшая инстанция. То есть бремя доказывания того, что серия одиночных пикетов изначально задумана и объединена единым замыслом и общей организацией, лежит на должностных лицах.

Арест в крайних случаях 

Арест за нарушение закона о порядке проведения публичный мероприятий должен применяться в крайних случаях, в качестве меры наказания за такие проступки ещё предусмотрены штрафы и принудительные работы, напоминает ВС РФ. 

«Обратить внимание судов на то, что административный арест за совершение административных правонарушений, связанных с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них, назначается лишь в исключительных случаях, в том числе когда применение иного более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания», — говорится в документе. 

Высшая инстанция также напоминает, что дела о несанкционированных акциях рассматриваются в открытом режиме, за исключением случаев, когда возможно разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, либо когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников процесса или членов их семей, а также защиты их чести и достоинства.

«Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускаются с разрешения судьи в установленном им порядке», — указывает ВС. 

Маски, пешеходы и частная собственность

ВС также сделал любопытные разъяснения по поводу мероприятий на территории частной собственности, является ли право на митинги значимее прав пешеходов и автомобилистов, а также стоит ли участникам публичных мероприятий, в том числе спортивных соревнований, скрывать свои лица. 

Согласно позиции высшей инстанции, частная собственность не является индульгенцией от закона о массовых мероприятиях, и все публичные акции на ее территории должны быть согласованы с властями.

«Проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования) на территории или в помещении, находящихся в частной собственности или ином законном владении, в том числе в торговом центре и на иной территории (в ином помещении) со свободным доступом на нее неопределенного круга лиц, не освобождает организатора от подачи уведомления о его проведении», — указывает она. 

ВС также пояснил, что само по себе изменение автомобильного или пешеходного маршрута из-за публичного мероприятия не может являться препятствием для его согласования. Однако, если акция может отразиться на безопасности дорожного движения, то она подлежит запрету, отметил он. 

При этом ВС вновь подчеркнул, что предложение органа публичной власти об изменении места или времени проведения публичного мероприятия не может быть произвольным и немотивированным.

Власти обязаны привести конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия из-за защиты публичных интересов, отмечает он.

Алиса Фокс