Кто в ответе за испорченную поездку в такси, с кого и в каком размере можно взыскать компенсацию за утерянный багаж, как формируется цена билета и кто обязан доставить пассажира в пункт назначения — Верховный суд (ВС) РФ разъяснил нюансы рассмотрения споров между пассажирами и перевозчиками.
Примечательно, что практически во всех спорных случаях по этим вопросам высшая инстанция призвала суды вставать на сторону потребителей. Пассажиру лишь рекомендуется внимательно следить за своей ручной кладью, компенсацию за которую отсудить будет тяжело.
Агрегаторы такси
Самый интересный пункт пленума - об ответственности агрегаторов такси за качество поездки пассажиров - подвергся корректировке. В проекте ВС прямо указал, что агрегаторы обязаны возмещать за причинённый в ходе поездки ущерб, однако в окончательной редакции упоминание таких компаний исчезло.
Тем не менее, по оценкам экспертов, высшая инстанция подтвердила ответственность агрегатора такси за испорченную поездку и ещё более усилила позицию пассажиров (гиперссылка на предыдущий текст)
"Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети "Интернет", переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке", - говорится в окончательной редакции документа.
ВС также разъяснил, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные (статья 403 ГК РФ).
"Например, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или с использованием транспортного средства, находящегося в его владении по иным, допускаемым законом основаниям, в том числе по договору аренды транспортного средства с экипажем. Также перевозчик отвечает за утрату багажа при хранении (нахождении) транспортного средства на стоянке в пути следования", — указывает высшая инстанция.
Потерянный багаж
Перевозчик будет обязан возместить ущерб от порчи или утери багажа, даже если в этом нет его вины, компания освобождается от ответственности за сохранность груза только в случае обстоятельств непреодолимой силы, указывается в постановлении.
Высшая инстанция напоминает, что перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира, а за просрочку он уплачивает неустойку в виде штрафа в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более ее полного размера.
При этом уплата штрафа не освобождает перевозчика от возмещения убытков, причиненных пассажиру, в полном объеме сверх суммы такой неустойки, поясняет она.
"Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.). Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств", - говорится в документе.
ВС также напоминает и об ответственности пассажира за свой багаж: он обязан подготовить его к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность и сохранность. Если потребитель ненадлежащим образом упаковал свой багаж, то перевозчик не несет за него ответственность. Однако бремя доказывания того, что багаж утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возлагается на перевозчика.
Риск утраты, недостачи или повреждения вещей, перевозимых пассажиром в ручной клади, лежит на самом потребителе.
В то же время ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира из-за грязного салона или его ненадлежащего состояния, несёт перевозчик, указывает ВС.
Стоимость билета
Перевозчик не имеет права требовать дополнительную плату за оформление билета, однако агент, занимающийся подбором билетов, может взимать стоимость своих услуг, поясняет проект пленума Верховного суда РФ.
"Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например, вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными (статья 786 ГК РФ, статья 20 Устава, пункты 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров). Вместе с тем при заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги (статья 1005 ГК РФ)", - говорится в документе.
При этом высшая инстанция не видит проблем с потерянным билетом или ошибками в нем: факт договора о перевозке пассажира и багажа можно доказать и иным способом.
"Отсутствие, неправильность или утрата проездного билета или багажной квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами (статья 55 ГПК РФ)", - говорится в проекте пленума.
Пункт назначения
ВС напоминает, что надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору является доставка пассажира и багажа в пункт назначения.
Если в ходе поездки произошла неисправность транспорта, авария или другой инцидент, то перевозчик обязан предоставить пассажирам другое транспортное средство, либо возместить стоимость поездки и иные убытки, указывается в постановлении пленума.
"В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и подысканном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется перевозчиком – владельцем транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.
В случае непредоставления другого транспортного средства в разумный срок пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков. При невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по независящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию", - поясняется в документе.
Штрафные санкции
ВС также напомнил, что суды не должны ограничиваться исковыми требованиями заявителей и могут самостоятельно решить вопрос о наложении на перевозчика штрафа за нарушение прав потребителей.
"При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Размер штрафа определяется в размере 50% от присужденной судом в пользу потребителя суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам", - указано в документе.
Алиса Фокс