Новый 2019 год уже стучится в наши двери, и пока вы, наши дорогие читатели, занимаетесь радостными хлопотами — дорезаете салаты, ставите шампанское в холодильник и готовитесь загадать новые желания, — редакция РАПСИ решила вспомнить судебные дела, у фигурантов которых было совсем не праздничное настроение, ведь решения по ним выносились незадолго до новогоднего боя курантов.


Первый бом — министерский

Скорее всего, с прошлого года у бывшего министра экономического развития России Алексея Улюкаева не слишком приятные ассоциации с Новым годом. Ведь незадолго до праздника, в декабре 2017 года, Замоскворецкий суд столицы вынес в отношении него обвинительный приговор. 

Улюкаев, считающий себя жертвой провокации главного исполнительного директора "Роснефти" Игоря Сечина, был признан виновным в получении взятки в размере двух миллионов долларов от главы корпорации и приговорен к 8 годам колонии строгого режима. Кроме того, суд лишил его права занимать государственные должности. Впоследствии, правда, Мосгорсуд этот пункт отменил, сохранив в силе наказание в части срока. 

Следствие утверждало, что Улюкаев потребовал от Сечина взятку на саммите БРИКС на Гоа (2016 год) в качестве вознаграждения за одобрение сделки по покупке акций "Башнефти", а также в обмен на покровительство. Спустя месяц министра задержали во дворе офиса "Роснефти", а в багажнике его служебной машины обнаружили два миллиона долларов. 

Второй бом — символ перемен

А вот у бывшего президента Украины Виктора Януковича с "новогодними судами" должны быть связаны куда как более приятные воспоминания. Решение Дорогомиловского суда от 27 декабря 2016 года наверняка стало поводом для хорошего настроения у экс-главы сопредельного государства. Тогда суд удовлетворил иск бывшего депутата Верховной рады Украины Владимира Олейника, признав события на Украине 2014 года госпереворотом.

По мнению суда, факт государственного переворота является "общеизвестным и очевидным" и не нуждается в дополнительном доказывании.

Олейник настаивал на том, что Янукович был смещен с должности незаконным способом, а основанием для его смещения стало якобы "самоустранение от исполнения обязанностей". Однако, по словам заявителя, в Конституции Украины такой формулировки нет, следовательно, отстранение президента и второй пункт постановления — назначение досрочных выборов президента Украины 25 мая 2014 года — являются незаконными.

Любопытно, что решение столичного суда стало фактически одним из последних настоящих инфоповодов для Януковича, который в последнее время совсем ушел из информационной картины дня. 

Третий бом — подарки судьбы

Пожалуй, нет в нашем списке человека, у которого столь много судьбоносных решений, и не только судебных, случилось именно под Новый год: приговор, помилование, эмиграция и снова арест. Вы уже догадались, о ком идет речь? 

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в канун 2011 года услышал обвинительный приговор по второму уголовному делу: Хамовнический суд приговорил его к 14 годам колонии по обвинению в хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании денег. Затем Мосгорсуд снизил этот срок на один год, а кассация — еще на два. Тогда суд, принимая решение о снижении, переквалифицировал инкриминируемые статьи на более мягкую редакцию в связи с либерализацией УК РФ.

Более радостное событие ожидало олигарха в декабре 2013 года, когда президент РФ Владимир Путин подписал указ о помиловании Ходорковского, после чего тот покинул страну. 

Спустя ровно два года СК вновь вспомнил про находившегося за границей экс-главу ЮКОСа и предъявил ему обвинение в организации убийства и покушении на убийство двух и более лиц. После чего суд вынес постановление о его заочном аресте, закрыв таким образом бизнесмену путь на родину. 

Четвертый бом — обналиченный

Под занавес 2016 года Пресненский суд приговорил Сергея Магина ("Сережу два процента") и его подельника Вадима Рыбальченко к 8,5 годам колонии по делу о незаконном обналичивании и выводе 122 миллиардов 271 миллиона рублей из РФ. 

Однако несмотря на назначенные длительные сроки заключения, приговор суда вполне можно считать новогодним, ведь во время прений гособвинение просило назначить Магину и Рыбальченко по 15 лет лишения свободы. 

Еще пятерых фигурантов из двенадцати суд и вовсе амнистировал.

Пятый бом — юношеский 

Также в преддверии Нового года был вынесен приговор самой юной фигурантке нашего списка — бывшей студентке МГУ Александре Ивановой (Варваре Карауловой), которой на тот момент исполнился 21 год. 

Московский окружной военный суд признал девушку виновной в попытке присоединиться к запрещенной в РФ группировке "Исламское государство" (ИГ) и назначил ей наказание в виде 4,5 лет лишения свободы в колонии общего режима.

Едва ли такой приговор можно расценивать как новогодний подарок, ведь наказание оказалось всего на шесть месяцев ниже, чем запрашивал государственный обвинитель в прениях сторон, тогда как опытные защитники в лице адвокатов Ильи Новикова, Гаджи Алиева и Сергея Бадамшина настаивали на оправдательном вердикте. 

Караулова, позднее сменившая имя и ставшая Александрой Ивановой, была арестована в октябре 2015 года. Она, будучи студенткой второго курса МГУ, втайне от родителей улетела в Стамбул, где ее задержали с группой россиян, пытавшихся попасть в Сирию, выяснила ФСБ РФ. Впоследствии девушка была отчислена из университета.

Шестой бом – заочный 

Есть в нашем списке и те, кто получал новогодние "подарки" заочно: год назад Тверской суд приговорил главу фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера к 9 годам колонии по делу о преднамеренном банкротстве и уклонении от уплаты налогов. Этим же решением был осужден его бизнес-партнер Иван Черкасов, он получил 8 лет колонии со штрафом в 200 тысяч рублей.

В настоящее время оба осужденных проживают в Великобритании, поэтому сказать, насколько они были огорчены вынесенным приговором, весьма сложно.

Но своим решением суд все же сделал в каком-то смысле подарок, только не для подсудимых, а сотрудников российской налоговой, поскольку удовлетворил в рамках уголовного судопроизводства гражданский иск ФНС о взыскании с фигурантов дела в пользу России 4,3 миллиарда рублей. 

При этом прошлогодний заочный приговор уже не первый для Браудера: в июле 2013 года он был осужден на 9 лет в России по так называемому "делу Магнитского".

Криминальная тенденция для Браудера сохранилась и в уходящем году: суд вынес постановление о заочном аресте в отношении бизнесмена уже по новому уголовному делу — организации преступного сообщества.

Седьмой бом — пиратский 

Как же в праздник и без пиратов? Однако подарков им ждать неоткуда. Под конец 2016 года Мосгорсуд решил заблокировать на постоянной основе доступ к одному из крупнейших в рунете торрент-трекеров — Rutracker.org, а также доступ к еще десятку пиратских сайтов. Этим решением была открыта целая плеяда антипиратских дел. 

При этом вряд ли можно сказать, что теперь пиратскому контенту трудно выжить на просторах интернета, скорее данными постановлениями была заведена новогодняя карусель, когда правообладатели обращаются в Мосгорсуд с нескончаемым потоком исков. 

Восьмой бом — чудесный

Несомненно, в канун Нового года должно быть место и чудесам. Одно из них случилось в декабре 2015 года, когда Мосгорсуд изменил приговор по уголовному делу о покраске в цвета украинского флага звезды сталинской высотки на Котельнической набережной. 

Тогда единственному осужденному фигуранту, руферу Владимиру Подрезову, назначили 2 года и 10 месяцев ограничения свободы, после чего он был освобожден в зале суда.

Особенно волшебным выглядело то, что суд отклонил протест прокуратуры, настаивавшей на виновности подсудимых, которые были оправданы судом первой инстанции.

Резонансный инцидент произошел 20 августа 2014 года. Звезду, по данным следствия, раскрасил украинский руфер Павел Ушевец, известный также как Гриша Мустанг, а помогал ему как раз-таки Подрезов. 

Девятый бом — заводящий 

А этот предновогодний приговор фигурантам дела о стрельбе на Рочдельской улице, как коробка с праздничной гирляндой, поскольку одно решение повлекло за собой другие. И до сих пор конца разбирательствам, как-либо связанных с этим инцидентом и сдобренных громкими отставками в силовых структурах, не видно.

Решение было оглашено Пресненский судом в декабре 2017 года и касалось бывшего исполняющего обязанности начальника уголовного розыска ОВД "Пресненский" Дениса Ромашкина, Ильдара Шакирова и Рената Зиннатулина. Их признали виновными в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия, и назначили наказание в виде лишения свободы до 4 лет. 

Событием, после которого были инициированы уголовные преследования, стала перестрелка около ресторана Elements на Рочдельской улице в Москве, произошедшая, что любопытно, тоже в преддверии Нового года. В результате инцидента в больницу с ранениями различной степени тяжести были доставлены пятеро мужчин, двое из которых впоследствии скончались.

По факту перестрелки было возбуждено несколько уголовных дел: в отношении экс-сотрудника КГБ Эдуарда Буданцева, в отношении других участников конфликта, в том числе Андрея Кочуйкова, известного в криминальном мире как "Итальянец". Также по делу о вымогательстве под стражу был взят Захарий Калашов (известный по прозвищу Шакро Молодой). Именно он, как считает следствие, организовал вымогательство 8 миллионов рублей у владелицы ресторана Жанны Ким.

Вскоре после ареста Шакро Молодого были задержаны и заключены под стражу заместитель руководителя ГСУ СК РФ по Москве Денис Никандров, руководитель Главного управления межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СК России Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов. 

В настоящее время все они осуждены и отбывают наказание. 

Десятый бом — присяжный 

В связи с существенным расширением в 2018 году института присяжных мы решили упомянуть и про громкое уголовное дело, слушавшееся с их участием до конца 2007 года. 

Так, Северо-Кавказский окружной военный суд (СКОВС) 27 декабря приговорил лейтенанта Сергея Аракчеева и старшего лейтенанта Евгения Худякова к 15 и 17 годам колонии строгого режима, признав их виновными в убийстве трех чеченцев. Худяков не явился на вынесение приговора и был объявлен в розыск.

При этом до рассмотрения дела в СКОВС присяжные дважды оправдывали военнослужащих, и дважды военная коллегия Верховного суда РФ по формальным основаниям отменяла вердикт и возвращала дело в суд на новое рассмотрение. 

В апреле 2006 года Конституционный суд РФ постановил, что особо тяжкие дела по преступлениям, совершенным на территории Чечни, должны рассматривать военные суды без участия присяжных, в связи с чем третье решение судья выносил единолично.

Таким образом, декабрьский приговор 2007 года поставил под сомнение целесообразность существования института присяжных. 

Одиннадцатый бом — пограничный 

Конец года всегда богат на судебные решения, поскольку новогодняя ночь выступает в качестве границы, часто принося в нашу жизнь новые законы и правила. 

Такова была история и бывшего руководителя Росграницы Дмитрия Безделова, которому Мещанский суд вынес обвинительный приговор в декабре прошлого года. Ему назначили 9 лет колонии общего режима за мошенничество. 

Дело экс-главы Росграницы давно ожидало развязки: сначала Безделову длительное время удавалось скрываться от правосудия, однако в апреле 2016 года он был задержан и экстрадирован из Италии в Россию.

Однако вступившие изменения в законодательстве в уходящем году позволяют осуждённому с уверенностью смотреть в будущее. Безделов провёл под стражей четыре года, после пересчета которых бывшему чиновнику останется провести в колонии еще три года. Кроме того, после вступления приговора в силу у него появилась возможность просить об условно-досрочном освобождении. 

Двенадцатый бом — уходящий

Не станет исключением для судов в части вынесения судебных решений вплоть до последнего рабочего дня и 2018 год. Невозможно предугадать, насколько положительными или отрицательными судебными подарками окажутся приговоры и постановления для фигурантов дел и участников споров. Однако для одной подсудимой по громкому уголовному делу суды уже преподнесли подарок в виде встречи 2019 года в домашних стенах, а не в камере СИЗО.

Так, на днях Пресненский суд Москвы приговорил к 1 году и 2 месяцам колонии-поселения модель Киру Майер по делу о применении насилия в отношении сотрудника полиции. Однако это не первый приговор для девушки. 

Ранее Мосгорсуд в связи с допущенными процессуальными нарушениями отменил решение первой инстанции, в соответствии с которым модель получила 1,5 года колонии-поселения, и направил дело на пересмотр.

Из материалов дела следует, что в конце мая в центре Москвы сотрудник ДПС остановил машину, которой управляла лишенная прав модель. Пытаясь вырвать протокол у инспектора, Майер причинила ему телесные повреждения.

И вот 17 декабря суд вынес новый "смягченный" приговор, наказание по которому, согласно вступившим в силу в 2018 году изменениям в части зачета одного дня в СИЗО за два дня в колонии-поселении, истекает как раз в канун нового 2019 года.

Приятный подарок от Фемиды получил и гендиректор холдинга "Форум" Дмитрий Михальченко: вместо запрашиваемых прокуратурой 10 лет колонии строгого режима, суд назначил ему 4 года и 7 месяцев колонии общего режима, признав его виновным в контрабанде дорогих вин и иных элитных напитков, совершенной организованной группой.

В 2015 году продукция покупалась в магазинах Евросоюза, собиралась в порту немецкого Гамбурга и переправлялась в Россию в контейнерах под видом герметика. Сумма ущерба от контрабандного алкоголя составила более 61 миллиона рублей.

Кирилл Рябчиков