Показания свидетелей в судебных заседаниях не редко противоречат позиции государственного обвинения или материалам арбитражных дел, но зачастую они даются, чтобы запутать и «пустить пыль в глаза» процессуальным оппонентам и избежать ответственности.


За первое полугодие 2020 года за дачу заведомо ложных показаний свидетелем, экспертом, специалистом или неправильный перевод было осуждено 207 человек. РАПСИ проанализировало статистику Судебного департамента Верховного суда РФ и разобралось с применением вышеупомянутой статьи УК РФ.

Число осужденных

Согласно фабуле части 1 статьи 307 УК РФ (дача заведомо ложных показаний свидетелем, экспертом, специалистом или заведомо неправильный перевод) осужденному грозит наказание в виде штрафа до 80 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 480 часов или исправительные работы на срок до двух лет. В редких случаях суд может назначить арест на срок до трех месяцев. 

За первое полугодие прошедшего года, согласно статистике Суддепа ВС РФ, по данной статье было осуждено 207 человек. Российские суды оправдали 4 человек по обвинениям в ложных показания, а 64 дела были прекращены. Любопытно, что принудительные меры медицинского характера за данный временной период к осужденным не применялись. Строгую изоляцию лжесвидетеля от общества в виде ареста российские суды также не применяли.

Штрафы   

В основном суды приговаривали фигурантов уголовных дел к штрафу: его получили 115 человек. Самым популярным взысканием по судебным решениям была сумма от 5 до 25 тысяч рублей. Также нередко назначался судебный штраф в порядке статьи 104.4 УК РФ (при освобождении лица от уголовной ответственности) — его получили 44 человека, большинство из которых (33 человека) должны были заплатить от 5 до 25 тысяч рублей.  

В среду Пресненский суд Москвы должен приступить к слушаниям по уголовному делу в отношении свидетеля защиты актера Михаила Ефремова — Александра Кобца, который является самым известным обвиняемым по данной статье. 

РАПСИ ведёт онлайн-трансляцию заседания.  

В конце прошлого лета он выступил с показаниями, которые по версии защиты актера должны были «перевернуть» ход судебного заседания и общественное мнение в отношении его доверителя. Свидетель уверял суд, что после выпитого с другом крепкого пива он стал свидетелем трагического ДТП с участием автомобиля Ефремова и одним из первых прибежал на помощь.

Он говорил в суде, что на месте водителя автомобиля находился не актёр, а неизвестный ему мужчина. Свидетель и защита Ефремова уверяла суд, что он прошёл исследование на полиграфе и его показаниям стоит доверять, однако доподлинно найти себя на видеозаписях с места события он не смог, путаясь в месте произошедшего.

Вскоре перед судом предстанет Андрей Гаев — друг Кобца также утверждавший, что видел как Ефремов выходил из пассажирской двери Jeep. Третье дело о даче ложных показаний возбуждено в отношении свидетеля Тевана Бадасяна утверждавшего, что видел в автомобиле Ефремова еще одного человека за час до аварии.