Министерство природы РФ должно разработать режим и пределы разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, включенных в состав Прибайкальского национального парка с учетом интересов их правообладателей и решения природоохранных задач, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ, опубликованном на его официальном сайте.
Без изъятия из эксплуатации
Как следует из материалов дела, Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" 112 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель Госагропрома РСФСР были включены в состав Прибайкальского национального парка без их изъятия из хозяйственной эксплуатации. Правительство Иркутской области посчитало, что включение таких земель в состав природоохранной территории нарушает права правообладателей земельных участков и ограничивает их деятельность, и обратилось с запросом в КС РФ.
"Текущее регулирование препятствует предоставлению участков гражданам и юрлицам, аренде под фермерство, строительству социальных и культурных объектов, индивидуальному жилищному строительству. Это затрудняет решение вопросов, относящихся к компетенции местного самоуправления, и ухудшает положение жителей, проживающих на включенных в состав Парка территориях Иркутского, Ольхонского и Слюдянского районов", — цитирует пресс-служба КС РФ выдержки из запроса правительства Иркутской области.
Не ставя под сомнение необходимость особого внимания государства и общества к защите озера Байкал, авторы запроса полагают, что оспариваемая норма нарушает баланс публичных и частных интересов применительно к владению, пользованию и распоряжению землями, включенными в состав Парка, препятствует ведению в их границах общественно и экологически оправданной деятельности, сохранению традиционного уклада жизни и хозяйствования проживающего там населения.
Поэтому правительство Иркутской области попросило КС РФ проверить конституционность абзаца четвертого пункта 1 оспариваемого Постановления Совета Министров РСФСР.
Баланс интересов
КС РФ в своем постановлении подчеркнул, что в его компетенцию не входит оценка того, насколько оправдано определение территории национального парка в тех или иных границах.
"Этот вопрос, а равно и вопрос о разграничении в пределах национального парка различных функциональных зон могут быть решены только законодательными и иными нормотворческими органами, поскольку они связаны с установлением и исследованием фактических обстоятельств и с оценкой целесообразности оспариваемого регулирования", — разъясняет КС РФ.
При этом КС РФ обнаружил неопределенность в том, насколько предписанный оспариваемой нормой во взаимосвязи с иными нормативными актами правовой режим указанных в ней земель поддерживает конституционный баланс частных и публичных интересов, гарантируя при этом устойчивое и экологически совместимое использование соответствующих территорий в интересах проживающих на них граждан, а также государства и общества в целом.
КС РФ напомнил, что Конституция РФ требует создавать нормативное регулирование, которое на основе принципов равенства, справедливости и соразмерности обеспечивает согласование режима охраны природных территорий с жизнедеятельностью населения, проживающего в их границах и в прилегающих местностях.
КС РФ отметил, что включение сельскохозяйственных земель в состав национального парка без их изъятия из эксплуатации согласуется с балансом конституционных ценностей и не должно препятствовать их хозяйственному использованию, если оно совместимо с целями и задачами парка.
"Интерес в создании особого режима поддержания взаимосвязанных экосистем национальных парков должен сопрягаться с не менее значимым интересом в рациональной и экологически совместимой хозяйственной эксплуатации данных земель как основы жизнедеятельности проживающих там граждан и в сохранении ценных сельскохозяйственных угодий. Это неизбежно влечет предъявление определенных требований к организации и проведению сельскохозяйственных работ в пределах национального парка", — передает пресс-служба КС РФ позицию суда.
Регулирование отсутствует
КС РФ установил, что на федеральном уровне отсутствует регулирование режима и пределов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, включенных в состав Прибайкальского национального парка. При этом КС РФ указал, что режим их использования должен определяться специальным актом Министерства природы РФ по согласованию с администрацией Иркутской области, который в настоящий момент не принят.
"Отсутствие федерального регулирования чревато автоматическим распространением на данные сельскохозяйственные земли родовых запретов, присущих особо охраняемым природным территориям. Все это затрудняет не только устойчивое и экологически совместимое использование таких земель в пользу заинтересованных граждан, но и их эффективную охрану, а потому затрагивает и публичные интересы", — излагает пресс-служба КС РФ выводы суда, добавляя, что незавершенность законодательного регулирования правового режима хозяйственной эксплуатации сельскохозяйственных земель в Прибайкальском национальном парке имеет характер конституционно значимого пробела.
Таким образом, оспариваемая норма признана не соответствующей Конституции РФ. В итоге КС РФ обязал законодателей и правительство внести необходимые изменения в правовое регулирование.
(Постановление КС РФ № 23-П/2025)
Михаил Телехов