МОСКВА, 6 дек - РАПСИ, Ирина Тумилович. Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) во вторник рассмотрит заявления десяти претендентов на должность главы Верховного суда Дагестана, сообщил Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) представитель квалифколлегии.

Это уже третий по счету конкурс на замещение вакантной должности, которая стала открытой еще в декабре 2009 года, когда бывший председатель суда Анвар Магомедов покинул пост по достижении предельного для федерального судьи возраста (70 лет).
Первый конкурс выиграли Сулейман Сулейманов, Мухтар Омаров и Уммупазиль Омарова, но их кандидатуры отклонили в высших органах власти.

В августе 2010 года рекомендацию ВККС на должность получил полковник юстиции Владимир Данилов, в течение трех лет возглавлявший 26-й гарнизонный военный суд Байконура, однако позднее он взял самоотвод.

Длительное отсутствие председателя в Верховном суде Дагестана вызвало резонанс в юридических кругах. Эксперты считают, что отсутствие "главного судьи" в республике тормозит антикоррупционную модернизацию судебной системы. Специалисты отмечают, что в Дагестане широко развиты клановость и круговая порука, поэтому в республике часто выносятся мягкие приговоры по тяжким преступлениям, или уголовные дела вовсе разваливаются в суде.

В частности, 12 июля Национальный антитеррористический комитет (НАК) России сообщил, что "в результате точных и своевременных действий подразделений ФСБ и МВД в одном из домов (Махачкалы) было задержано шесть женщин в возрасте от 15 до 29 лет и двое мужчин.

Четыре из задержанных женщин являлись вдовами нейтрализованных ранее главарей бандитского подполья, две ранее привлекались к уголовной ответственности за хранение оружия и числились без вести пропавшими". Позже выяснилось, что в ходе спецоперации в Махачкале задержали не восемь человек, а десять.

Во время обыска по адресу, где находились подозреваемые, были обнаружены и изъяты два пистолета Макарова, два пояса, "которые могут быть использованы для совершения теракта путем самоподрыва", "большое количество предметов для изменения внешности, религиозная литература о джихаде, записные книжки с номерами автомобилей сотрудников правоохранительных органов".

"Кроме того, у задержанных изъяты прощальные письма к родственникам, в которых выражается желание проститься с жизнью и даются наставления сестрам следовать по их пути", - уточнили в НАК. Следственный отдел управления ФСБ России по Дагестану возбудил в отношении задержанных уголовное дело статьям 30 УК РФ и 205 УК РФ (приготовление к совершению теракта).

Однако через трое суток Советский районный суд Махачкалы отпустил четырех подозреваемых под поручительство главы общественной организации "Правозащита", в том числе вдову убитого в сентябре 2008 года амира Дагестана Ильгара Моллачиева и сестру убитого в июле 2005 года лидера джамаата "Шариат" Расула Макашарипова. Еще четверо, отсидев 30 дней, вышли под подписку о невыезде.

В итоге обвинение в подготовке теракта было предъявлено лишь Марату Шихшаидову, на одежде которого экспертиза обнаружила следы гексогена. Однако есть сведения, что следствие намерено переквалифицировать его обвинение на статью 222 УК РФ (незаконное хранение оружия), как это уже сделано в отношении Заиры Акаевой - вдовы Магомеда Исмаилова, убитого в ноябре 2009 года при нападении на начальника СОБРа.