МОСКВА, 26 мая — РАПСИ. Российским судам следует проверять законность включения в трудовые договоры положений о компенсационных выплатах руководителям организаций в случае прекращения их полномочий, считает Верховный суд РФ.

Во вторник суд обсудил проект пленума, регулирующего труд руководителей, и направил его на доработку. Документ будет принят позднее. Также суд озвучил свои рекомендации по размеру подобных компенсаций.

Обоснованность выплат

«При рассмотрении исков руководителей организаций, членов коллегиальных исполнительных органов организаций о взыскании выходных пособий, компенсаций и (или) иных выплат в связи с прекращением трудового договора суду необходимо проверить соблюдение требований законодательства и иных нормативных правовых актов при включении в трудовой договор условий о таких выплатах», — говорится в документе.

Верховный суд считает, что если такие выплаты были включены в договор с нарушением закона или ущемляют права других сотрудников организации, то суд вправе отказать во взыскании «золотого парашюта» или уменьшить его размер.

В таких случаях суд обязан прописать мотивы своего решения, отметил ВС РФ.

Размер парашюта

Суды должны помнить, что размер компенсации при прекращении трудового договора определяется соглашением сторон, а в случае возникновения спора — судом.

«В случае отсутствия в трудовом договоре условия о выплате компенсации, подлежащего определению сторонами, или при возникновении спора о ее размере размер компенсации определяется судом, исходя из целевого назначения данной выплаты, направленной на предоставление защиты от негативных последствий, которые могут наступить для уволенного руководителя организации в результате потери работы, но не ниже его трехкратного среднего месячного заработка», — говорится в проекте пленума.

ВС считает, что при принятии решения о размере компенсации следует учитывать длительность периода работы, время, остающееся до окончания трудового договора, размер оплаты труда, которые увольняемый мог бы получить, продолжая работать в должности руководителя, дополнительные расходы, которые он может понести в результате прекращения трудового договора, и другие обстоятельства.

При этом руководителям государственных корпораций, компаний, хозяйственных обществ, более 50% акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, а также руководителям государственных внебюджетных фондов РФ, государственных или муниципальных учреждений и унитарных предприятий компенсация выплачивается в размере трехкратного среднего месячного заработка.

Моральный вред

Проект пленума также предполагает, что руководитель организации при расторжении договора может требовать возмещения морального вреда в случае невыплаты ему положенных «отступных».

«В случае невыплаты руководителю организации при прекращении трудового договора названной компенсации суд вправе взыскать с работодателя сумму этой компенсации и проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока ее выплаты, а также удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда», — говорится в документе.

ВС отметил, что если работодатель отказывается выплатить «золотой парашют», то само по себе это не может служить достаточным основанием для восстановления на работе уволенного руководителя организации.

Однако если суд установил, что решение о прекращении трудового договора принято с нарушением принципов недопустимости злоупотребления правом или запрещения дискриминации в сфере труда, то такое решение может быть признано незаконным.

Театров не касается

Верховный суд напомнил, что законодательные нормы о взаимоотношениях руководителя с организацией не касаются театров, научных организаций и тому подобных.

«Действие норм… не распространяется на работников, осуществляющих руководство отдельными сферами деятельности организации (например, художественного руководителя театра, осуществляющего руководство творческой и художественной деятельностью театра, научного руководителя научной организации, обеспечивающего формирование приоритетных направлений и (или) тематики научных исследований) или отдельными структурными подразделениями организации, в том числе филиалами, представительствами или иными обособленными структурными подразделениями, без возложения на них функций единоличного исполнительного органа организации», — говорится в документе.