МОСКВА, 1 сен — РАПСИ, Олег Сивожелезов. Верховный суд (ВС) РФ не нашел оснований для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам дела об обжаловании распоряжения Правительства РФ об утверждении проекта планировки территории для размещения стадиона на 45 тысяч мест в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 года в Калининграде, передает в четверг корреспондент РАПСИ из зала суда.

ВС в апелляции признал законным предыдущее решение от 26 июня об отказе в пересмотре административного дела по вновь открывшимся обстоятельствам, отклонив жалобы административных истцов — ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и чешского инвестора "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s."

Предыдущее решение ВС по делу

Первой инстанцией ВС 24 июля 2015 года было принято решение об отказе в удовлетворении административного иска об оспаривании в части Распоряжения Правительства РФ от 5 сентября 2014 года № 1735-р "О проекте планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест" по причине пропуска без уважительных причин срока на обжалование ненормативного акта.

Как следует из материалов дела, одному из административных истцов ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" принадлежит на праве аренды земельный участок площадью порядка 2,9 га в Калининграде. Оспариваемое распоряжение Правительства явилось основанием для принятия решения об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных нужд. В уточненном варианте заявления истцы также указали на то, что нормативный акт утвердил новые "красные линии", отделяющие территории публичного пользования от земельных участков, застраиваемых частными лицами. Указанные изменения были призваны обеспечить строительство и функционирование надземного пешеходного перехода в районе набережной генерала Карбышева для сообщения официальной фан-зоны с другими частями города.

Однако, по утверждению истцов, в действительности данный объект инфраструктуры строиться не будет, поскольку объекты улично-дорожной сети в районе спорного земельного участка построены и введены в эксплуатацию. Кроме того, в открытом доступе отсутствует конкурсная документация, связанная со строительством надземного перехода.

На заседании первой инстанции ВС, представители административных истцов сообщили, что их доверители узнали о нарушении своих прав обжалуемым распоряжением Правительства РФ лишь в марте 2015 года, после получения уведомления из Правительства Калининградской области.

Суд первой инстанции установил, что обжалуемое распоряжение Правительства было должным образом опубликовано в надлежащих источниках в сентябре 2014 года, а чертеж зон границ планируемого размещения объектов был размещен на официальном сайте администрации города Калининграда в январе 2015 года. Согласно решению ВС от 24 июля 2015 года ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." обратились в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта 9 июня 2015, то есть, с пропуском трехмесячного срока.

Вновь открывшиеся обстоятельства

Не соглашаясь с указанным решением, административные истцы предприняли попытку инициировать рассмотрение дела в первой инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно доводам частной жалобы на определение об отказе назначить новое рассмотрение дела, решение ВС от 24 июля 2015 года было принято после установления факта пропуска срока на обжалование без исследования иных фактических обстоятельств дела.

Суд не стал давать правовую оценку тому, можно ли считать официальным опубликованием нормативного акта Правительства РФ в полном объеме (включая чертежи) размещение документа на сайте администрации города.

Представитель административного истца особо подчеркивал, что сайт администрации Калининграда не только не является источником опубликования актов федерального Правительства, но и не может использоваться для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Для окончательного внесения ясности в вопрос об опубликовании чертежей проекта планировки один из административных истцов обратился к нотариусу с целью проведения осмотра сайтов Правительства РФ и городской администрации сайта Калининграда, в результате чего были сделаны следующие выводы.

Во-первых, было установлено, что на сайте www.government.ru чертежи проекта планировки не размещались одновременно с утверждающим их распоряжением Правительства РФ. Во-вторых, некие чертежи были размещены 24 июня 2014 года (в дальнейшем дата была убрана с сайта) на сайте калининградской администрации еще до принятия распоряжения Правительства РФ без даты и реквизитов исполнителей. При этом суд оставил без внимания вопрос, какие именно опубликованные чертежи "красных линий" утвердило Правительство в сентябре 2014 года.

Со стороны административного истца были предприняты попытки найти "настоящий" проект планировки, утвержденный Правительством РФ и направленный в виде заверенной копии властям Калининграда. По их результатам представители ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s." пришли к выводу о существовании четырех отличающихся друг от друга различными реквизитами вариантов "Чертежей проекта планировки", усмотрев в действиях калининградских властей признаки незаконной фабрикации копий официального документа.

Юрист Александр Булычев пытался убедить ВС в том, что выявленные несоответствия являются вновь открывшимися обстоятельствами и поводом назначить новое рассмотрение дела по существу. Представитель административного истца настаивал на том, что суд должен сличить между собой копии спорных чертежей, чтобы ответить на вопрос, имело ли место официальное опубликование полного текста распоряжения Правительства РФ от 5 сентября 2014 года.

Тем не менее, ВС в апелляции не нашел оснований для пересмотра дела в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.

Комментарий представителя

Представитель ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" Булычев после заседания дал комментарий по поводу обстоятельств рассматриваемого дела. Юрист выразил убежденность в том, что на основании оспариваемой части распоряжения Правительства РФ у компании изымают участок под предлогом государственных нужд — якобы для строительства объекта инфраструктуры в связи с грядущим Чемпионатом мира по футболу. Тем не менее, никакого строительства надземного перехода в настоящее время не ведется и вряд ли оно будет осуществлено в будущем.

Следует отметить, что на заседании представитель Правительства РФ не смогла ответить на вопрос суда, действительно ли изменение "красных линий" на участке административного истца было обусловлено необходимостью постройки надземного перехода.

"Поскольку в докладах официальных лиц упоминается привлечение средств инвесторов для покрытия расходов, связанных с проведением турнира, наиболее вероятным является вариант, при котором изъятый участок отдадут под строительство жилых домов", — поделился мнением о ситуации Булычев.