МОСКВА, 5 апр - РАПСИ, Олег Сивожелезов. Верховный суд (ВС) РФ признал за оператором взимания платы в счет возмещения вреда дорогам большегрузными машинами в рамках системы "Платон" право определять содержание договоров безвозмездного пользования бортовыми устройствами, заключаемых с собственниками (владельцами) транспортных средств, передает в среду корреспондент РАПСИ из зала суда.
Коллегия ВС по административным делам отказала в удовлетворении административного иска о признании недействующим приложения к утвержденным Постановлением Правительства РФ "Правилам взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" в той части, в которой содержание договора безвозмездного пользования бортовым устройством определяется оператором в соответствии с Правилами.
Административный истец - крупный хозяйствующий субъект ЗАО "Ставропольский бройлер" - обратился в ВС, посчитав, что определение оператором условий договора безвозмездного пользования бортовым устройством в одностороннем порядке противоречит статье 421 Гражданского кодекса о свободе договора.
Представитель истца Николай Сорокин на заседании ВС пояснил, что одно из условий договора РТ-Инвест Транспортные системы является обременительным. В частности, при утере любой из частей комплекта бортового устройства, включая паспорт оборудования, ссудополучатель обязан возместить стоимость комплекта в полном объеме, что составляет 6 тысяч 822 рубля 98 копеек.
При этом к настоящему время истец не понес издержек, связанных с данным условием, но обратился в управление Федеральной антимонопольной службы и арбитражный суд с вопросом о законности суммы возмещения. По словам Сорокина, антимионопольный орган уже посчитал условие договора злоупотреблением, решение арбитражного суда по иску о внесении в соглашение изменений еще не принято.
Правительство РФ (ответчик) в лице представителей Минтранса и компании ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" с иском не согласилось. В возражениях отмечалось, что оператор наделен правом определять содержание договора безвозмездного пользования бортовыми устройствами в соответствии с Постановлением Правительства. Условия договора не могут быть произвольными и привязаны к положениям Правил взимания платы. При этом истец фактически не понес убытков, говоря лишь о риске их возникновения, и не оспорил какие-либо иные положения Правил, в том числе устанавливающие требования к комплектности передаваемого оборудования. Также было заявлено, что договор безвозмездного пользования бортовыми устройствами является публичным, в связи с чем в силу положений ГК к нему могут применяться специальные установленные государством правила.
Юрист Минтранса Дмитрий Коновалов отмечал, что спор об условиях конкретного договора не является предметом рассмотрения дела в порядке абстрактного нормоконтроля. Представитель РТ-Инвест Транспортные системы Михаил Попов напомнил, что помимо бесплатного использования принадлежащего государству оборудования у собственников большегрузного транспорта есть альтернативы в виде покупки бортовых устройств или бесплатного оформления маршрутных карт на интернет-ресурсе.
Представитель Генеральной прокуратуры в своем заключении высказалась об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно положениям Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам. В 2014 году между Федеральным дорожным агентством и ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" было подписано концессионное соглашение, согласно которому компания стала оператором системы "Платон" и взимает плату с собственников большегрузного транспорта с последующим перечислением денежных средств в бюджет. Функционирование системы "Платон" предполагает оборудование транспортных средств устройствами, собирающими данные об их передвижениях по дорогам.