МОСКВА, 13 апр — РАПСИ. «Московское общество сознания Кришны» не смогло убедить Конституционный суд (КС) РФ в незаконности норм Земельного и Гражданского кодексов, которые касаются права властей забрать земельные участки, выданные в безвозмездное пользование, говорится в определении, опубликованном на официальном сайте суда.
КС указал, что в городах-мегаполисах, принимая во внимание значительное число жителей и наличие объективных логистических и инфраструктурных проблем, особое значение приобретают вопросы комплексного, планового и оперативного освоения земельных участков. Поэтому законодатель дал властям право забирать землю, которая долгое время не используется по назначению.
Суть спора
В своей жалобе религиозная организация оспаривала конституционность положения пункта 1 статьи 47 Земельного кодекса, устанавливающего, что право безвозмездного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен.
Заявители указали, что им выделили землю для проектирования и строительства храма Московского общества сознания Кришны. Однако впоследствии власти участок забрали, при этом кришнаитам не выплатили за его потерю никакой компенсации.
Арбитражный суд Москвы счёл действия московских властей законными и обоснованными. Он установил, что истец ненадлежаще исполнял обязательства по договору: в указанный срок земельный участок не освоил и по целевому назначению его не использовал, строительство храма Московского общества сознания Кришны не осуществил.
Заявитель же считает, что наличие у органа публичной власти права в любое время отказаться от договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенного с религиозной организацией, не соответствует Конституции.
Главному закону страны, по мнению организации, не соответствуют и положения статей 15, 1064 и 1069 ГК РФ, поскольку по смыслу, придаваемому судебной практикой, они не допускают возмещения религиозной организации расходов на освоение земельного участка при отказе от договора безвозмездного срочного пользования землей.
Комфортная среда и оперативность
КС напомнил, что гарантированные Конституцией права и свободы одной группы людей, не должны нарушать аналогичные привилегии другой группы. Это правило распространяется и на собственников земли, указывает суд.
Он отмечает, что правовое регулирование отношений по использованию земельных участков тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере, в частности, при осуществлении ими полномочий по комплексному социально-экономическому развитию территорий.
Данные отношения, говорится в определении, в конечном счете имеют целью обеспечение прав граждан на благоприятные условия жизни, на транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных организаций и т.п.
И хотя эти права непосредственно в Конституции не названы, но они предопределены такими закрепленными в ней правами, как право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и ряд других, поясняет суд.
«В городах-мегаполисах, принимая во внимание значительное число жителей и наличие объективных логистических и инфраструктурных проблем, особое значение приобретают вопросы комплексного, планового и оперативного освоения земельных участков, включая согласование сроков и этапов строительства вновь возводимых и реконструируемых объектов недвижимого имущества, чтобы в процессе развития территории была сохранена комфортная среда для проживания граждан и деятельности юридических лиц, а возможные неудобства, связанные с осуществлением строительства, были ограничены минимальными временными пределами», — подчеркивает КС.
Он напоминает, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Это корреспондирует и действующему земельному законодательству, которое регулирует отношения по использованию и охране земли как основы жизни и деятельности народов, как важнейшей и неотъемлемой части природы, основы осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Этим обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли, таких как обязанность собственников земельных участков соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, поясняет КС.
Вместе с тем Конституция исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства.
Принцип свободы договора
Согласно Гражданскому кодексу РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора (статья 421), что предполагает равенство, автономию воли и имущественную самостоятельность, в том числе при заключении договора безвозмездного пользования, напоминает КС.
«При этом принцип свободы договора предполагает добросовестность действий сторон, разумность и справедливость его условий, включая их соответствие действительному смыслу заключаемого соглашения», — указывает он.
Суд напоминает, что безвозмездное пользование природными ресурсами, в том числе земельными участками, с точки зрения правового регулирования имеет свою специфику: земельный кодекс устанавливает ограничения по субъектам и объектам таких отношений. Например, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет (подпункт 3 пункта 2).
Право безвозмездного пользования земельным участком прекращается как по решению лица его предоставившего, по соглашению сторон, по истечении срока или при отказе землепользователя от принадлежащего ему права, так и принудительно — при использовании участка с нарушением требований закона, в том числе использование не по целевому назначению или не использованию в течение трех лет, напоминает КС.
Таким образом, считает суд, положения Земельного кодекса и ГК направлены на создание условий, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов сторон договора безвозмездного пользования земельным участком, способствуя соблюдению баланса конституционно защищаемых интересов — публичных и частных, и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права.
В связи с этими аргументами суд отказался принять к рассмотрению жалобу религиозной организации «Московское общество сознания Кришны», признав ее недопустимой.