САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 30 авг — РАПСИ, Михаил Телехов. Уроженец Киргизии Азизбек Рустамов приговорен к 6 годам колонии за пропаганду радикальных идей ислама и вербовку соотечественников для участия в боевых действиях на стороне запрещенных в РФ террористических организаций "Джебхат ан-Нусра" и "Исламское государство" (ИГ), сообщили РАПСИ в Московском окружном военном суде (МОВС).

Я не виноват, это все брат

Соответствующее решение было принято МОВС на выездном заседании Ленинградского окружного военного суда (ЛОВС). "Рустамов был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 205.1 УК РФ (склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение преступлений террористической направленности). Отбывать наказание он будет в колонии общего режима", — уточнили в суде.

Как рассказывал на суде Рустамов, он приехал в Петербург в 2015 году к брату Атабеку, они работали на стройке магазина "Пятерочка", бригадир не заплатил им денег, но за это поселил в квартиру на улице Белышева к другим приезжим, и где их всех в апреле 2017 года задержали. Рустамов общался с помощью переводчика.

"Нас обвиняют в том, что мы вербовали сторонников для террористов в группе WhatsApp. Но я ни в чем не виноват. Группу "Ахли сунна вал жамоьа" в мессенджере создал мой брат. Потом он взял мой телефон и включил меня в эту группу, а потом также отправлял туда сообщения от моего лица. Я вообще не читал ничего, что там пишут", — объяснял Рустамовтсуду.

Он также рассказал, что у него в Киргизии две сестры и мать-инвалид, которым надо помогать, и просил снисхождения. Но суд признал, что доводы прокурора и показания свидетелей, о том, что Азизбек наравне с братом Атабеком обсуждал все запретные темы и отправлял в группе сообщения, более обоснованы.

К теракту в метро отношения не имеют

Как следует из материалов дела, в августе 2016 года Атабек Рустамов и Уула Исламбек Ойбек, являясь приверженцами радикальных идей ислама, начали вербовать обвиняемых, склоняя их к содействию террористической деятельности организаций "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра".

По данным следствия, Рустамов и Ойбек создали в мессенджере WhatsApp тематические группы, в которые включили некоторых соотечественников и выходцев из других республик Средней Азии, и проводили их идеологическую обработку — выкладывали видеоролики и информационные сообщения, пропагандирующие свержение светского государства и создание радикального исламского государства на территории Сирии, а также необходимость религиозного единения мусульман и "джихад".

Атабек Рустамов и Ойбек, по данным следствия, говорили о необходимости применения насилия в отношении лиц неисламского вероисповедания, о планировании террористических актов или об участии в боевых действиях на стороне ИГ.

Восемь человек, включая братьев Рустамовых, были задержаны в квартире на улице Белышева по подозрению в содействии террористам 5 апреля 2017 года, через два дня после произошедшего в метро Петербурга теракта. Но следствие не связывает их деятельность с организацией взрыва в вагоне поезда на перегоне станций "Технологический институт" и "Сенная площадь", в результате которого 16 человек погибли, в том числе смертник Акбарджон Джалилов, а 50 человек пострадали.

Выделенные в отдельное производство материалы в отношении братьев Рустамовых, Ойбека и их соотечественника Ферузы Инакова, который также обвиняется в склонении и вербовке для участия в деятельности террористических организаций, поступили в МОВС. В начале августа были вынесены приговоры Оцбеку и Инакову. А уголовное дело Атабека Рустамовых еще находится на рассмотрении.

Еще четверо — уроженцы Казахстана, имеющие российское гражданство, Шухрат Сатымбаев, Айжигит Айтматов, Баходир Мадрахимов, а также гражданин Киргизии Искандер Нурбаев обвиняются в том, что подвергаясь вербовке со стороны Рустамовых и Ойбека, не сообщили об этом в правоохранительные органы. Уголовные дела в отношении них направлены в Ленинский районный суд Петербурга для рассмотрения по существу. Сатымбаев приговорен к штрафу в 50 тысяч рублей, но был освобожден от наказания, в связи с тем, что долгое время находился в СИЗО.