МОСКВА, 20 сен — РАПСИ. В интернете совершается 90% всех преступлений экстремистской направленности, рассказал судья Верховного суда (ВС) РФ Олег Зателепин во время доклада пленума, посвященного проекту изменений практики по данной категории уголовных дел.

"Согласно нашей информации, больше 90% всех экстремистских преступлений совершается в интернете", — сказал Зателепин.

По его словам, из-за данной статистики у ВС возникла необходимость дать дополнительные разъяснения по правоприменению в этой области, поскольку последний пленум по данным вопросам проходил около двух лет назад.

В четверг Верховный суд единогласно рекомендовал судьям учитывать контекст публикаций в интернете и обращать внимание на личность обвиняемых. Изменения в постановление были приняты с первого раза и всего за 20 минут. 

Высшая инстанция рекомендует не наказывать обвиняемых по экстремистским делам, в случае, если их проступок не представлял никакой опасности для общества или государства. Наказания необходимо сохранить только для исключительных случаев, и только если имело место наличие умысла, считают судьи ВС.

Зачем нужны изменения?

Заседание пленума ВС открыл председатель Вячеслав Лебедев. Он передал слово судье-докладчику, подробно рассказавшему о проекте изменений в постановление пленума ВС № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности".

Зателепин напомнил собравшимся, что высшая инстанция осуществляет постоянный мониторинг уголовных дел экстремистской направленности и обобщает судебную практику по ним. Проект изменений согласовывался с судами, Уполномоченным по правам человека в РФ, Советом при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Федеральной палатой адвокатов, а также с представителями социальных сетей, отметил докладчик.

Исключительность ответственности

Исключительность — основа уголовного преследования за размещение экстремистских материалов в сети, подчеркнул докладчик, сказав, что такие санкции можно использовать только в случае "жестких" преступлений против конституционного строя и безопасности государства. Данная позиция согласуется с практикой Европейского суда по правам человека.

У судов достаточно полномочий, чтобы не допустить рассмотрение необоснованных уголовных дел, считает Зателепин. При рассмотрении уголовного дела о преступлениях экстремистской направленности судьи должны обращать внимание не только на повод для возбуждения, например, на картинку или пост в интернете, но и на фактические основания для уголовного преследования.

Распространение материалов

Была ли у привлекаемого лица цель возбудить ненависть и вражду с помощью "лайков и репостов"? По словам спикера, принятые изменения предусматривают обязанность судов устанавливать цель этого размещения. Судьям напомнили, что экспертное заключение не является "истиной в последней инстанции", и что именно суд решает судьбу обвиняемого.

Возможность считать преступление малозначительным при его незначительной опасности, также предусматривается изменениями пленума. Высшая инстанция считает, что размер аудитории, заходящей на страницу обвиняемого, количество просмотров экстремистского материала и влияние спорной публикации на поведение лиц — являются существенными вопросами, которые должен изучить и принять во внимание суд.

"В новой редакции постановления пленума предусматривается необходимость учитывать для квалификации экстремистских преступлений факты личного создания материала или его заимствования, а также содержание всей страницы в интернете: деятельность лица до и после публикации данной информации. Нужно рассматривать, какие действия привели к увеличению количества информации и повлияли на интенсивность её обновления", — подытожил своё выступление Зателепин.

Ремарка от Минюста

Заместитель министра юстиции Денис Новак посчитал предложенные изменения разумными и поддержал их, но попросил о ремарке.

"Минюст считает данные изменения важными и своевременными. Мы поддерживаем их принятие. Но стоит иначе изложить пункты об уточнении судами данных личности обвиняемого, в части возможных судимостей в прошлом.

Согласно ранее принятому постановлению пленума ВС суды не должны отрицательно воспринимать сведения о ранее снятых и погашенных судимостях лица", — добавил Новак.

Заместитель генпрокурора Леонид Коржинек также согласился с изменениями и отметил их взвешенность.

Навстречу пользователям соцсетей

После голосования и завершения заседания на вопросы журналистов о реформе экстремистских статей ответил заместитель председателя ВС, председатель уголовной коллегии Верховного суда Владимир Давыдов. Он указал, что высшая инстанция выявила проблемы в правоприменении обсуждаемых статей и решила внести в неё коррективы.

Собеседник агентства подчеркнул, что уголовные дела "за лайки и репосты" — журналистский штамп, подменяющий объективную сторону правонарушения. Ответственность предусмотрена только за возбуждение ненависти и вражды. В принятых изменениях ВС решил пойти навстречу пользователям интернета и социальных сетей: "даже если пользователь зашёл, разместил или скопировал материал, перед тем как осудить гражданина, придётся доказать его умысел".

Точные критерии "смягчающих оснований", таких как малозначительность аудитории страницы обвиняемого, будут сформированы судебной практикой. Обратная сила принятых изменений может помочь в пересмотре уголовных дел, напомнил журналистам Давыдов.

"Конечно, постановление пленума имеет обратную силу. Ведь мы разъясняем действующий закон", — сказал судья.

"За прошлый год в России было возбуждено 783 уголовных дела по экстремистским статьям, оправдано было всего трое граждан. Были прекращены 83 уголовных дела, а в отношении 13 лиц были назначены меры медицинского характера", — сказал Давыдов в конце общения с журналистами.

Материал подготовил Николай Меркулов