МОСКВА, 9 июл — РАПСИ. Комсомольский районный суд Тольятти 5 июля вынес обвинительный приговор совладельцам «Тольяттиазота» Владимиру и Сергею Махлаям, экс-гендиректору завода Евгению Королеву, а также их швейцарским партнерам Андреасу Циви и Беату Рупрехту.
Подсудимых признали виновными по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой, в особо крупном размере). Суд приговорил Владимира и Сергея Махлаев, а также Андреаса Циви к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, Королева и Рупрехта — к восьми с половиной годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима и денежному штрафу.
Поскольку все подсудимые находятся за рубежом, приговор был вынесен заочно.
В ходе следствия было установлено, что в 2007 году президент ЗАО Корпорация «Тольяттиазот» Владимир Махлай вместе с сыном Сергеем, тогда занимавшим пост вице-президента компании, создали организованную преступную группу для систематического хищения продукции предприятия (аммиак и карбамид) с использованием служебного положения. Для этого в Тольяттихимбанке, на 100% принадлежащим Сергею Махлаю, были открыты расчетные и валютные счета ОАО «Тольяттиазот», на которые поступала выручка от продажи продукции швейцарской офшорной компании Nitrochem Distribution AG, возглавляемой Беатом Рупрехтом и принадлежащей Ameropa AG Андреаса Циви. Часть прибыли оставалась в распоряжении подсудимых и не возвращалась на ТОАЗ. При этом, чтобы не платить налоги, цена на продукцию существенно занижалась. Таким образом Владимир и Сергей Махлаи, Циви и Рупрехт похитили около 85 миллиардов рублей, принадлежащих ТОАЗу и его акционерам. В ходе судебного процесса был полностью доказаны факты аффилированности между ТОАЗом, Nitrochem Distribution AG и Ameropa AG.
Экс-гендиректор ТОАЗа Евгений Королев, занимая руководящие должности на предприятии, обеспечивал изготовление и подписание финансовых отчетов с заведомо ложными сведениями, а также составление и подписание от имени ТОАЗа контрактов на поставку продукции и дополнительных соглашений к ним с ценой на продукции ниже рыночного уровня. За это он получил часть незаконно полученных доходов преступной группы.
Суд также удовлетворил гражданские иски, предъявленные миноритарным акционером ТОАЗа «Уралхимом», признанным одним из потерпевших по делу, к группе из 20 физических и юридических лиц на сумму более 10 миллиардов рублей в качестве компенсации ущерба самой компании как акционера завода и 77 миллиардов рублей компенсации ущерба самому ТОАЗу.
Заместитель генерального директора – директор по правовым вопросам АО «ОХК «Уралхим» Димитрий Татьянин: «компания «Уралхим», как потерпевшая сторона, считает решение суда обоснованным и справедливым. Несмотря на запутанность и сложность уголовного дела, суд проявил скрупулезность в подходе к изучению многочисленных материалов и показаний свидетелей. Такой вердикт дает надежду, что ущерб, нанесенный бюджетам разных уровней, а также потерпевшим – заводу «ТоАЗ» и компании «Уралхим», будет возмещен в полном объеме».
Судебный процесс растянулся на полтора года. Материалы дела насчитывают более 500 томов. СМИ неоднократно сообщали о попытках защиты подсудимых затянуть судебный процесс под различными предлогами. В частности, адвокаты попросту пропускали заседания, ссылаясь на болезни или занятость в других процессах, зачастую не являлись вызванные ими свидетели.
Как ранее сообщил в интервью РАПСИ адвокат «Уралхима» Александр Низов, «тактика преднамеренного затягивания процесса была избрана защитой с самого начала». «Адвокаты подсудимых постоянно заявляли претензии и ходатайства — например, вначале им не понравилось, что обвинительное заключение оглашается якобы «слишком быстро». При этом для себя защитники добились права оглашать одни и те же материалы несколько раз. Хотя по их ходатайству к делу было приобщено несколько десятков томов, любое решение не в свою пользу они тут же объявляли «нарушением своих прав» и пытались срывать судебные заседания. Незадолго до завершения процесса, то есть полтора года спустя после его начала, один из защитников вдруг заявил о необходимости вызвать в суд с десяток иностранных граждан, не сумев толком объяснить, какое отношение к процессу они имеют. При этом вызвать иностранцев в суд адвокат предложил по электронной почте», — отметил он.
Низов также рассказал и о курьезной попытке защиты дискредитировать потерпевших и следствие: в какой-то момент адвокаты подсудимых заявили, что видели текстовый файл с обвинительным заключением, в свойствах которого якобы значилось, что автором является «Уралхим». Однако никаких доказательств этой версии суд и правоохранительные органы так и не увидели.
«Следует отметить слаженность и высокий профессионализм прокурорской команды. Активная позиция в процессе и блестящее знание материалов дела позволили обвинителям в ходе допросов получать от свидетелей ценные, обличающие подсудимых показания, зачастую при явном желании самих свидетелей ограничиться лишь набором формальных сведений, сообщаемых суду», — сказал агентству Низов.