Адвокаты ПАО «Тольяттиазот» и арестованного по обвинению в организации преступного сообщества председателя правления АО «Тольяттихимбанк» Александра Попова рассказали журналистам о нюансах задержания банкира, загадочной флешке с текстом обвинительного заключения, а также иных обстоятельствах дела экс-руководителей одного из крупнейших предприятий химической промышленности России.
Задержание в аэропорту
Постановлением Басманного суда Москвы от 31 мая Попову была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца. Ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей 210 УК РФ (организация преступного сообщества).
Адвокат главы «Тольяттихимбанка» Олег Кононенко подтвердил факт задержания его подзащитного в одном из столичных аэропортов. «Да, действительно, 31 мая Александр Евгеньевич был задержан, фактически снят с самолета после прохождения процедуры досмотра. После этого его доставили в помещение следственного комитета, где был составлен протокол о задержании и ему было предъявлено обвинение», — сказал защитник.
По словам адвоката, Попов собирался в отпуск, но должен был вернуться из поездки к 6 июня, поскольку на эту дату он был вызван на допрос к следователю. Кононенко также уточнил, что банкир отправился в отпуск один, без семьи.
Рассмотрение апелляции адвокатов на арест Попова в Мосгорсуде намечено на 3 июля.
Суть дела
В постановлении Следственного комитета (СК) РФ о возбуждении уголовного дела по статье 210 УК РФ (организация преступного сообщества или участие в нем) от 16 мая говорится, что участники преступной организации, действуя в форме структурированной организованной группы, под руководством Владимира Махлая (бывший президент корпорации «Тольяттиазот»), в период с 2005 по 2013 годы совершили несколько тяжких преступлений в сфере экономической деятельности против государства, против собственности «Тольяттиазота» и других юрлиц.
Кроме того, с помощью подконтрольных фирм, в том числе швейцарской компании Ameropa AG, участники преступной организации совершили хищение части принадлежащего «Тольяттиазот» единого имущественного комплекса — установки по производству метанола производительностью 450 тысяч тонн в год и земельного участка, на котором она располагается. Тем самым предприятию нанесен ущерб более 200 миллионов рублей.
По схожей схеме с занижением продажной стоимости был похищен агрегат аммиака №7. Ущерб предприятию и акционерам составил более 1,9 миллиарда рублей. В обоих случаях эти активы были переписаны на ООО «Томет», принадлежащее гонконгскому офшору и аффилированное с бывшими руководителями «Тольяттиазота», указывается в сообщении «Уралхима», являющегося одним из потерпевших по делу о хищениях в «Тольяттиазот».
Все эти действия по незаконному отчуждению имущества «Тольяттиазота» были произведены в нарушение российского законодательства (статей 48 и 83 ФЗ «Об акционерных обществах»), устава ОАО «ТоАЗ», без одобрения собрания акционеров, считает «Уралхим».
Роль банка в преступных схемах
Следует отметить, что согласно информации «Уралхима», в возглавляемом Поповым банке размещались денежные средства, выведенные бывшими руководителями компании.
«Для сокрытия преступлений и легализации денежных средств, полученных незаконным путем, организованное преступное сообщество использовало незаконные финансовые схемы, которые осуществлялись через АКБ «Тольяттихимбанк». Выведенную прибыль участники ОПГ размещали на депозитах офшорных компаний в этом финансовом учреждении под высокие процентные ставки, приобретались векселя АКБ «Тольяттихимбанк» с начислением процентов, чтобы создать иллюзию легального происхождения денег», — говорится в сообщении компании.
Кроме того, через кредитную организацию производились расчеты между «Тольяттиазотом» и швейцарской фирмой Nitrochem Distribution AG за поставляемую иностранной компании продукцию предприятия.
В то же время защитники экс-руководителей «Тольяттиазота» не смогли подтвердить данную информацию. «Знаю, что деньги поступали на расчетные счета «Тольяттиазота», где они были открыты? В Российской Федерации —стопроцентно, в каком банке — не имеет значения», — сказал адвокат Александр Гофштейн.
Отвечая на вопрос о взаимоотношениях «Тольяттиазота» и Nitrochem Distribution, защитник заметил, что швейцарская компания не изъявила никакого желания сотрудничать с российским правосудием.
Из слов адвоката следует, что Nitrochem отказался предоставить суду контракты и счета, по которым дистрибьютор продавал продукцию «Тольяттиазота» своим клиентам. А ведь это могло бы без всякой экспертизы надежно подтвердить, что цены были рыночными.
В ходе пресс-конференции адвокаты также сообщили, что огромное количество юридических лиц являются акционерами «Тольяттиазота», а, например, Владимир и Сергей Махлаи не являются акционерами этой компании. Также защитники не обладают информацией, кто является конечными бенефициарами этих юридических лиц.
Загадочная флешка
Адвокаты рассказали журналистам о попавшей в их распоряжение флеш-карте с обвинительным заключением, которое, по их словам, было якобы подготовлено «Уралхимом». Однако это информация не была приобщена судом в качестве доказательства по уголовному делу.
Гофштейн сообщил, что гособвинение никак не объяснило тот факт, что в качестве создателя файла с обвинительным заключением указано АО «ОХК «Уралхим». «Обычно, когда возникают такие вопросы, вызывается в суд следователь, который готовил это обвинительное заключение, и дает какие-то пояснения на этот счет», — отметил он.
В ожидании приговора
Ожидается, что Комсомольский районный суд Тольятти на этой неделе огласит приговор в отношении бывших руководителей «Тольяттиазота». Им предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере). Дело рассматривалось в суде с февраля 2018 года.
В сообщении «Уралхима» говорится, что в 2008-2011 годах «Тольяттиазот» продавал свою продукцию по заниженной цене швейцарскому офшору Nitrochem Distribution AG, аффилированному с основными владельцами предприятия — Сергеем и Владимиром Махлаями и их соучастником А. Циви. Тот, в свою очередь, реализовывал ее другим покупателям по рыночным ценам. Сумма похищенных путем мошенничества денег составила 84 миллиарда рублей.
«Уралхим» признан одним из потерпевших по уголовному делу. Остальными потерпевшими являются государство и несколько других акционеров ПАО «Тольяттиазот» — организаций и граждан.
В Комсомольском районном суде завершен этап прения сторон. По мнению наблюдателей и участников процесса, вину подсудимых можно считать полностью доказанной.
Как прокомментировал адвокат Александр Низов, представляющий в суде истца и потерпевшего — АО «ОХК «Уралхим», «мы верим, что суд, разобравшись во всех тонкостях этого, безусловно, сложного уголовного дела, вынесет обвинительный приговор всем подсудимым и удовлетворит наши исковые требования. Наши требования, хочу напомнить, в наибольшем объеме заявлены нами не в собственных интересах, а в интересах «Тольяттиазота», который его сегодняшние хозяева попросту обобрали, заставив огромный коллектив предприятия годами трудиться исключительно в целях реализации преступного умысла организованной группы, возглавляемой представителями семьи Махлаев».
Низов отметил также слаженность и высокий профессионализм прокурорской команды, активную позицию в процессе и блестящее знание материалов дела.