САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 апр — РАПСИ, Михаил Телехов. Конституционный суд (КС) РФ огласит 14 апреля постановление по делу администрации петербургского пассажирского порта "Морской фасад", которая сомневалась в том, что Правительство РФ уполномочено принимать конкретные требования по обеспечению транспортной безопасности и применять санкции за их нарушение к юридическим лицам, сообщили РАПСИ в пресс-службе суда. Трансляция заседания будет вестись на официальном сайте КС.

АО "Пассажирский Порт Санкт-Петербург "Морской фасад" просило проверить конституционность части 2 статьи 2.1, части 1 статьи 2.2, части 3 статьи 11.15.1 и пункта 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, статьи 12.2 федерального закона "О транспортной безопасности", подпунктов 36, 37, 39, 45 пункта 5 и подпунктов 1, 2, 8 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

У юрлиц нет умысла

Как следует из материалов дела, в марте 2018 года состоявшаяся в "Морском фасаде" внеплановая проверка соблюдения требований транспортной безопасности выявила ряд нарушений. Надзорные и правоохранительные органы отметили, что в порту отсутствуют технические средства обеспечения безопасности, что досмотр ведут неаттестованные лица, что нарушена работа охранных телевизионных систем и пропускного режима.

В материалах дела сообщалось, что проверка транспортной безопасности в пассажирском порту проводилась сотрудниками Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Ространснадзора совместно с экспертами Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и проверкой было установлено, что сотрудники на КПП порта не подготовлены для обеспечения соответствующих задач и не аттестованы, что служба безопасности не принимает меры по недопущению проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры.

Василеостровский районный суд Петербурга отметил, что проверяющими было осуществлено контрольное перемещение на территорию порта запрещенных предметов и веществ, и сотрудниками службы безопасности, эти предметы или вещества не были обнаружены. Также суд посчитал, что администрацией "Морского фасада" не принимаются меры, исключающие подготовку к совершению или совершение акта незаконного вмешательства (либо террористического акта), а именно не проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр подозрительных лиц.

В результате порт был признан виновным в административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ (умышленное неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности), АО было оштрафовано на 200 тысяч рублей. Санкт Петербургский городской суд оставил это решение в силе.

В своей жалобе "Морской фасад" указал, что суд признал умысел юридического лица в том, что юрлицо, как субъект транспортной инфраструктуры, обязано было исполнять требования законодательства и потому не могло не осознавать характер своего бездействия, тем более что ранее оно уже привлекалось к административной ответственности за несоблюдение тех же требований. По мнению же заявителей, умышленность свойственна физическим, а не юридическим лицам.

Правительство РФ неуполномочено

Также в жалобе сообщалось, что положения Требований по обеспечению транспортной безопасности РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016 года №678, которые легли в основу решения суда, были приняты правительством с превышением тех полномочий, которые были предоставлены этому органу исполнительной власти федеральным законом "О транспортной безопасности".

По мнению заявителя, законом о транспортной безопасности Правительству РФ предоставлены полномочия только по установлению случаев проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, но оно не уполномочено диктовать порядок проведения этих мероприятий. Эти функции, по мнению заявителя, предоставлены Министерству транспорта РФ.

То есть администрация "Морского фасада" посчитала, что пункты требований по обеспечению транспортной безопасности, в которых говорится о принятии мер по недопущению проникновения подозрительных лиц в зону транспортной безопасности, в том числе лиц, оснащенных специальными техническими средствами или автотранспортными средствами, об обязанности обнаружения запрещенных предметов и веществ и о недопущении их перемещения в зону транспортной безопасности, а также требования по выявлению лиц, подготавливающих или совершающих акты незаконного вмешательства или террористические акты, были изданы Правительством РФ с превышением предоставленных законом полномочий.