САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 сен - РАПСИ, Михаил Телехов. Предположения о деятельности государственного или муниципального органа в качестве преступной организации являются парадоксальными и не возникавшими в правоприменительной практике, из-за чего не требовалось соответствующего нормативного уточнения в примечании к статье 210 Уголовного кодекса РФ, в том смысле, в котором работники коммерческой организации не подлежат уголовной ответственности по обвинению в создании преступного сообщества.

Об этом говорится в Определении Конституционного суда РФ, которым было отказано в рассмотрении жалобы бывшего офицера антикоррупционного управления МВД России Евгения Шерманова, осужденного за участие в организованном преступном сообществе (ОПС), созданном бывшим его руководителем генералом Денисом Сугробовым, впоследствии лишенным высокого звания.

Шерманов хотел оспорить пункт 1 примечания к статье 210 УК РФ, согласно которому сотрудники коммерческой организации либо ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по данной статье только в силу организационно штатной структуры организации, за исключением случая, когда таковые были заведомо созданы для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (одного или нескольких). Он посчитал, что освобождая работников юридических лиц от уголовной ответственности, нормы УК РФ допускают дискриминацию сотрудников государственных структур.

Дело экс-генерала Сугробова

Уголовное дело в отношении Сугробова и других сотрудников Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России было возбуждено в 2014 году после того, как полицейские попытались провести в отношении замглавы 6-й службы Управления собственной безопасности ФСБ России Игоря Демина оперативный эксперимент, заключающийся в передаче ему якобы от предпринимателя 10 тысяч долларов в качестве "аванса" за покровительство бизнеса. Всего в деле 21 эпизод и 10 обвиняемых, один из которых — Шерманов.

Московский городской суд в 2017 году признал, что Шерманов участвовал с использованием своего служебного положения в созданном в целях совместного совершения нескольких тяжких преступлений преступном сообществе, структура которого была выстроена на основе ГУЭБиПК.

В изложенном виде оспариваемый пункт примечаний вступил в силу с 1 апреля 2020 года, и Шерманов посчитал, что по этому новому смыслу в его деле отсутствуют событие преступления, а именно участие в преступном сообществе. Он попытался доказать это в судах общей юрисдикции, но те указали, что Шерманов был признан виновным в участии в ОПС не в силу организационно-штатной структуры ведомства и не в связи с совершением им какого-либо преступления, связанного с осуществлением им полномочий по управлению структурным подразделением МВД России, но и "вследствие фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности, которые являлись этапами общего преступного умысла членов преступного сообщества, направленного на достижение совместного преступного результата".

Тогда Шерманов обратился в КС РФ.

Благоприятный деловой климат

Как отметил КС РФ, согласно части 4 статьи 35 УК РФ преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды. Также, разъясняя признаки ОПС, КС РФ сослался на постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 июня 2010 года № 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)". При этом КС РФ подчеркнул, что названные нормы не содержат положений, допускающих уголовную ответственность должностных лиц за организацию ОПС или участие в нем только в силу организационно-штатной структуры органов государственной власти.

По мнению КС РФ, новая редакция примечания ставила цель преодолеть негативную тенденцию в судебно-следственной практике по формальному применению названной статьи в отношении учредителей, руководителей и сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую и иную деятельность и никак не связаны с профессиональной организованной преступностью.

Этим, как отмечает КС РФ, объясняется наличие в нем указаний на то, что лица не подлежат уголовной ответственности по данной статье только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) ее структурного подразделения и совершения ими какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо именно в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности. Это одно из условий создания благоприятного делового климата в стране и сокращения рисков ведения предпринимательской деятельности, что является дополнительной гарантией от незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности.

Парадоксальное предположение

"Предположение же о деятельности в качестве преступной организации как такового государственного или муниципального органа, его структурного подразделения само по себе является настолько парадоксальным и не возникавшим в правоприменительной практике, что обоснованно не требовало соответствующего нормативного уточнения в примечании к статье 210 УК Российской Федерации", - говорится в решении КС РФ.

При этом, КС РФ указал, что оспариваемая норма не означает, что к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества или участие в нем можно привлечь лицо без наличия в его деянии определенных в уголовном законе составообразующих признаков, наличие которых позволяет отграничивать названное деяние от иных противоправных, а тем более законных действий.

"При этом не исключается установление наличия преступного сообщества (преступной организации), в частности, в государственном или муниципальном органе, его структурном подразделении, как и в любой другой организации, что само по себе не означает распространение на соответствующий орган (структурное подразделение) в целом данного противоправного признака", - сказал КС РФ, и сделал вывод, что оспариваемые положения не содержат неопределенности и не могут расцениваться как нарушающие права Шерманова в указанном им аспекте. Таким образом, Определением КС РФ № 1366-О Шерманову было отказано в принятии его жалобы к рассмотрению.