САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 июн - РАПСИ, Михаил Телехов. Право на компенсацию расходов на оплату жилищных и коммунальных услуг сохраняется за сельскими педагогами Новосибирской области, вышедшими на пенсию по старости, независимо от оснований, по которым они ее получили, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Соответствующие выводы были сделаны КС РФ после рассмотрения жалобы жительницы села Венгерово Новосибирской области Татьяны Мельниковой. Женщина просила проверить конституционность части 3 статьи 2 закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области". Норма признана соответствующей Конституции РФ.

Льготы сняли

Как следует из материалов дела, Мельникова с 1991 по 2019 годы работала воспитательницей в детском саду. В 2018 году ей как педагогическому работнику с выработкой стажа в 25 лет была досрочно назначена страховая пенсия по старости. В период работы и до января 2020 года на основании регионального закона Мельникова также получала меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

"Но 1 января 2020 года на основании этого же закона льготы с нее сняли, поскольку на момент увольнения она не достигла общеустановленного на 31 декабря 2018 года пенсионного возраста в 55 лет. поскольку она не достигла 55 лет. Суды, в которых она пыталась оспорить это решение, посчитали, что сохранение за пенсионерами из числа педагогических работников права на компенсацию оплаты жилищных и коммунальных услуг в случае досрочного назначения им страховой пенсии по старости из действующего законодательства не вытекает", - поясняет пресс-служба КС РФ суть жалобы.

По мнению Мельниковой, это привело к снижению уровня ее социальной защиты.

Безотносительно к основанию

КС РФ разъяснил, что жилищно-коммунальные льготы педагогическим работникам дошкольных учреждений в сельской местности начали предоставляться еще в 1982 году как элемент политики стимулирования притока квалифицированных кадров. Также КС РФ отметил, что принимая свой закон в 2010 году, законодатель Новосибирской области не только установил для всех педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, но и предусмотрел сохранение за ними соответствующих льгот после ухода на пенсию. 

В 2018 году в связи с поэтапным повышением в стране пенсионного возраста в оспариваемый закон были внесены изменения, уточняющие критерии отнесения граждан из числа сельских педагогов к категории получателей данных мер социальной поддержки. По мнению КС РФ, эти изменения были направлены на сохранение прежних условий предоставления указанным гражданам соответствующих льгот. КС РФ указал, что исходя из введенной тогда редакции оспоренной нормы, право на установленные в регионе меры социальной поддержки ушедших на пенсию сельских педагогов связывается с возникновением у них права на страховую пенсию по старости безотносительно к основанию, по которому они ее получили.

"Иное истолкование названного законоположения, по существу, означало бы лишение указанных граждан после оставления ими работы в данных образовательных организациях и выхода на пенсию по старости права на меры социальной поддержки, ранее предоставленного им в связи с осуществлением педагогической деятельности на селе, и тем самым порождало бы необоснованную дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории – пенсионеров из числа работников образования, получающих страховую пенсию по старости, имеющих установленный законом стаж работы в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области и проживающих там же, исключительно в зависимости от основания назначения им пенсии", - говорится в постановлении КС РФ.

Правоприменительные решения по делу Мельниковой должны быть пересмотрены.