САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 июл - РАПСИ, Михаил Телехов. Нарушение иностранцем миграционных сроков пребывания при отсутствии других оснований для запрета на въезд в Россию не может иметь превалирующего значения, если применение запрета с очевидностью лишит иностранного гражданина возможности реализовать свои родительские права в отношении несовершеннолетних детей или заботиться о членах своей семьи, говорится в новом Постановлении Конституционного суда (КС) РФ.

Так КС РФ разъяснил правовой смысл подпункта 14 части 1 статьи 27 ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", конституционность которого была проверена в связи с жалобой гражданина Нигерии Муджиба Акинеми.

Задержался из-за пандемии

Как следует из материалов дела, в 2021 году Управление по вопросам миграции МВД выявило превышение футболистом Краснодарской краевой любительской футбольной лиги Акинеми законного срока пребывания в РФ. Нигериец прибыл в Россию в 2018 году на основании многократной визы, устанавливающей суммарный срок пребывания в стране равный 90 дням в течение каждого периода в 180 дней.

Спортсмен этот срок существенно превысил, за что и был оштрафован судом на 2500 рублей. Административное выдворение к нему применено не было, поскольку в связи с пандемией ковида принятие решений об административном выдворении иностранных граждан Указом Президента РФ было приостановлено.

"Впоследствии на основании оспариваемого законоположения Акинеми въезд в РФ был запрещен до 2031 года. Наличие у него в России жены и ребенка – граждан РФ, единственным кормильцем которых он является, не было учтено при принятии данного решения", - рассказали в пресс-службе КС РФ.

Суды указали, что совершенное Акинеми нарушение миграционного законодательства существенно по своему характеру, поскольку, в том числе и из-за пандемии, Акинеми превысил срок пребывания на 598 суток, а само по себе наличие у него членов семьи, живущих в России, не влечет безусловного признания решения о неразрешении въезда нарушающим его право на уважение личной и семейной жизни. Такую позицию судов, а соответственно, и норму, на которой она была построена, заявитель посчитал противоречащей Конституции РФ.

Семья имеет значение

КС РФ не согласился с Акинеми, он признал норму соответствующей Конституции РФ, но разъяснил ее правовой смысл. КС РФ отметил, что запрет на въезд является административной мерой принуждения не тождественной привлечению лица за совершение правонарушения в миграционном законодательстве к административной ответственности и не обусловленной применением или неприменением санкции в виде выдворения.

"Ее цель - предупреждение совершения иностранным гражданином новых правонарушений, и для принятия решения о неразрешении въезда уполномоченный орган должен установить и оценить в том числе семейное положение иностранца. Суду при проверке этого решения необходимо учесть выводы, содержащиеся в деле об административном правонарушении, и данные о личности заявителя, его семейном положении, а также о допустимости выдворения", - передает пресс-служба КС РФ позицию суда.

При этом КС РФ отмечает, что суд не может оценивать решение органа исполнительной власти о неразрешении въезда в РФ только на основании формальных предписаний закона, а обязан самостоятельно разрешить вопрос о допустимости применения такого запрета с учетом негативных последствий для обеспечения права на уважение семейной жизни иностранного гражданина.

"Эта правовая позиция распространяется и на случаи, когда принятию решению о неразрешении въезда предшествовал судебный акт, которым административное выдворение к иностранцу не было применено в связи с иными обстоятельствами, например, как в деле заявителя", - уточнили в пресс-службе КС РФ.

Уважать российский правопорядок

Таким образом, нарушение миграционных сроков пребывания, в отсутствие других оснований для запрета на въезд в Россию, не может иметь превалирующего значения.

"Когда длительный запрет иностранному гражданину на въезд в Российскую Федерацию связан исключительно с нарушением срока пребывания в Российской Федерации и иные основания для такого запрета судом не установлены, цели соблюдения миграционных правил во всяком случае не могут рассматриваться судом как превалирующие, если применение запрета с очевидностью лишит иностранного гражданина возможности реализовать свои родительские права в отношении несовершеннолетних детей или заботиться о членах своей семьи и о других близких родственниках, нуждающихся в заботе и реально ее от него получавших, при невозможности либо затруднительности воссоединения семьи на территории другого государства", - говорится в решении КС РФ.

При этом КС РФ обратил внимание на то, что судебное решение об отмене запрета на въезд в РФ по гуманитарным основаниям не снимает с иностранного гражданина обязанности оформить свой статус и в дальнейшем уважать российский правопорядок и соблюдать миграционные правила.

Дело заявителя подлежит пересмотру.