МОСКВА, 24 дек — РАПСИ. Неверные сведения, предоставленные в микрокредитную организацию, нельзя расценивать как мошенничество в сфере кредитования, разъясняет Верховный суд РФ в четвертом Обзоре судебной практики за 2025 год.
«Ответственность по статье 159.1 (Мошенничество в сфере кредитования) Уголовного кодекса Российской Федерации наступает в случае совершения умышленных действий, направленных на хищение денежных средств заемщиком путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений банку или иному кредитору, к каковым не относятся микрофинансовые организации», — поясняет высшая инстанция.
Суд рассмотрел дело жительницы Ставропольского края, которая взяла кредиты на 10 и 19 тысяч рублей, но деньги не вернула. Суд посчитал, что она предоставила микрокредитной организации ложные сведения, не намереваясь изначально погашать кредиты в силу своего материального положения, так как нигде не работала и постоянного, стабильного источника дохода не имела. Фигурантку признали виновной по статье 159.1 УК РФ и оштрафовали.
Оспаривая решение, осужденная дошла до Верховного суда РФ, указывая, что умысла на предоставление ложных сведений у нее не было, просто запрос о месте работы был направлен не в ее интернет-магазин, а в другой. Деньги она собиралась вернуть, настаивала автор жалобы.
Верховный суд РФ, в свою очередь, обратил внимание, что в соответствии с разъяснениями Пленума кредитором в статье 159.1 УК РФ может являться банк или иная кредитная организация, обладающая правом заключения кредитного договора — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции. А в законе «О Центральном банке» прямо указано, что микрофинансовые организации признаются некредитными финансовыми организациями.
Таким образом, отмечается в обзоре, осужденная обращалась в вышеуказанные компании с заявками на получение потребительских займов, а не кредитов.
ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и прекратил уголовное дело.



