МОСКВА, 19 апр - РАПСИ. Появление законодательной инициативы, предлагающей ограничить участие иностранных юридических фирм в гражданском и арбитражном судопроизводстве, можно было ожидать, поскольку ранее имелось уже немало попыток нормализовать данную ситуацию, считает вице-президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА) Геннадий Шаров.

Депутат Госдумы Денис Вороненков внес в нижнюю палату законопроект «О внесении изменений в статью 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 51 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Документ предлагает ввести в АПК РФ и ГПК РФ нормы, согласно которым представителем соответственно в арбитражном и гражданском судопроизводстве «не может быть иностранное государство, международная организация, равно как и находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо с иностранным участием, а также их работники, иностранный гражданин». Исключения предполагаются только в случаях, «предусмотренных частью 4 статьи 59 АПК РФ, частью 2 статьи 48 ГК РФ и касающихся ведения дел организаций соответственно в арбитражном суде и суде органами этих организаций».

По словам Шарова, ранее попытки нормализовать ситуацию «носили схоластический, выборочный характер, тогда как проблемы в сфере оказания профессиональной юридической помощи должны решаться комплексно». «Прежде всего, следует предоставить адвокатуре исключительное право на судебное представительство – о необходимости такого шага ФПА РФ заявила еще более 10 лет назад. Это предложение учтено в проекте Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, подготовленном в рамках реализации Государственной программы «Юстиция», принятие которой, к сожалению, затянулось», - подчеркнул вице-президент ФПА. Он также заметил, что «судебное представительство - это лишь малая часть деятельности иностранных юридических фирм, причем ведут дела в судах в основном российские адвокаты». Кроме того, Шаров напомнил, что по закону сегодня российским адвокатом может быть и иностранный гражданин.

Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на стимулирование развития института национального судебного представительства. Автор документа указывает, что идея приоритета национального судебного представительства и ограничения участия иностранных юридических фирм в судебных процессах уже нашла практическое применение в таких странах, как Китай, Индия, Бразилия и Германия.

В пояснительной записки говорится, что необходимость принятия аналогичной запретительной нормы в России назрела ввиду действия антироссийских санкций со стороны большого количества иностранных государств и негативной макроэкономической ситуации. Участие иностранных юридических фирм в качестве консультантов и представителей российских предпринимателей увеличивает риски нанесения вреда экономической безопасности государства, так как доступ к коммерческой тайне и аналитическим данным имеют лица, потенциально аффилированные с иностранными разведывательными организациями, считает автор законопроекта.

В то же время в документе уточняется, что ограничения должны касаться только вопросов судебного представительства иностранных юридических фирм в России, так как «с учетом соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности на получение квалифицированной юридической помощи разумным видится сохранение возможности оказания иностранными юридическими фирмами консультационных услуг в сфере международного законодательства». После введения ограничительных мер для иностранных юридических фирм ожидается, по мнению автора законопроекта, «уменьшение оттока капитала из российской экономики в форме прибыли указанных организаций за возобновляемый интеллектуальный ресурс».

Законопроект 15 апреля был направлен на рассмотрение в Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.