МОСКВА, 14 сен — РАПСИ. Минфин опубликовал для публичного обсуждения предлагаемые поправки в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Текст документа размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Дата окончания публичного обсуждения — 11 октября. 

«В настоящее время сложившаяся модель регулирования обязательного страхования и деятельности страховщиков по обязательному страхованию показала свою невысокую эффективность», - отмечается в пояснительной записке к документу. В связи с этим система обязательного страхования требует комплексных изменений.

Проектом закона предусмотрена возможность выбора страхователем по согласованию со страховщиком одного из трех вариантов установления размеров страховых сумм по договору обязательного страхования. Помимо предусмотренных в настоящее время законом об ОСАГО размеров страховых сумм (400 тысяч рублей за вред, причиненный имуществу, и 500 тысяч рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего), на выбор страхователя предлагаются следующие условия: 1 миллион рублей за вред, причиненный имуществу, и 1 миллион рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, либо 2 миллиона рублей за вред, причиненный имуществу, и 2 миллиона рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего. 

Кроме того, предусматривается возможность заключения договора обязательного страхования на срок свыше одного года (до трех лет), а также использования по заявлению страхователя телематических устройств, фиксирующих характер вождения, для предоставления скидок страхователям, аккуратно эксплуатирующим транспортное средство.

В документе министерство также отмечает, что действующая система тарификации, предполагающая жестко ограниченное применение страховщиками тарифного коридора не позволяет предоставлять страхователям скидки с учетом их личностных характеристик, характера вождения, соблюдения Правил дорожного движения и прочих значимых факторов. В связи этим предлагается изменить подходы к тарификации обязательного страхования. 

Так, в качестве первого этапа предлагается предоставлять страховщикам право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, а также устанавливать коэффициенты страховых тарифов, характеризующих страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, с учетом характеристик вождения, зафиксированных телематическими устройствами, и наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний, за грубые нарушения Правил дорожного движения. При этом проектом федерального закона сохраняется ограничение на максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования.

Для исключения случаев, присвоения водителю транспортного средства различных классов и значений коэффициента бонус-малус и «обнуления» истории вождения при покупке нового транспортного средства, предлагается учитывать историю вождения каждого водителя. Будут учитываться наличие и количество страховых выплат в результате ДТП, произошедших по вине каждого водителя, по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении, а также по всем договорам ОСАГО, в том числе не предусматривающим ограничения количества лиц, допущенных к управлению.

Также Банк России сможет регулировать коэффициенты страховых тарифов, зависящие от срока действия договора ОСАГО, выбранных страхователем и установленных в договоре, коэффициенты бонус-малус, а также коэффициенты, зависящие от характеристик водителя, отражающих водительские навыки (квалификация, стаж вождения и возраст).

Для обеспечения соразмерности неустойки размеру задержанной или недоплаченной страховой выплаты, проект закона устанавливает в качестве базы расчета неустойки и максимального ее размера величину, равную разности между размером подлежащей осуществлению страховой выплаты и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в установленные сроки. Размер финансовой санкции, выплачиваемой страховщиком потерпевшему при просрочке направления ему мотивированного отказа в страховой выплате, устанавливается в размере 200 рублей за каждый день просрочки, что соответствует установленному в настоящее время размеру (0,05 процента от страховой суммы). При этом максимальный размер финансовой санкции ограничивается на уровне 10 тысяч рублей, что соответствует, например, максимальному размеру административного штрафа, накладываемого в соответствии со статьей 5.59 КоАП за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.