МОСКВА, 29 мар — РАПСИ. Государственная Дума РФ приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект, который вводит на российском финансовом рынке новый вид эмиссионных ценных бумаг — структурные облигации.

Указанная ценная бумага предусматривает выплату ее владельцу номинальной стоимости или части номинальной стоимости и (или) выплату дохода по такой ценной бумаге в зависимости от определенных обстоятельств, указанных в решении о ее выпуске. Структурная облигация не может быть досрочно погашена по усмотрению эмитента. Эмитентами структурных облигаций могут быть только кредитные организации, брокеры, дилеры и специализированные финансовые общества.

Приобретать структурные расписки смогут только квалифицированные инвесторы, при этом Центральный банк России будет вправе в своих нормативных актах ставить условия, при которых структурные расписки могут предлагаться неограниченному кругу лиц.

Законопроект также обеспечивает дополнительную защиту физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, поскольку предусматривает так называемый «период охлаждения», согласно которому физическое лицо, приобретающее размещаемые структурные облигации, в течение 10 рабочих дней с даты заключения договора вправе его расторгнуть в одностороннем порядке и потребовать возврата денежных средств.

Первоначально, при внесении законопроекта в Госдуму, предусматривалось введение института структурных расписок. В ходе рассмотрения документа во втором чтении, как ранее отмечал один из авторов документа —председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков было решено уточнить определение нового финансового инструмента, с учетом мнений экспертов, и обозначить его как отдельный вид облигаций в федеральном законе «О рынке ценных бумаг».

Необходимость внесения изменений в законодательство, как отмечали авторы инициативы, была обусловлена тем, что российское законодательство не допускает выпуска долговых ценных бумаг, не гарантирующих возврата их владельцам полной стоимости. В связи с этим участники рынка для выпуска подобных инструментов вынуждены были привлекать иностранные юрлица. И если до введения антироссийских санкций это можно было делать с использованием иностранных дочерних организаций российских компаний, то в настоящее время при выпуске структурных продуктов в обязательном порядке необходимо пользоваться услугами иностранных компаний, не связанных с российскими банками, и, соответственно, терять часть доходности.