Сегодня институт уполномоченного по правам человека кажется неотъемлемой частью российской правовой системы. Однако должность эта появилась в нашей стране фактически только 25 лет назад. А принятие закона, обуславливающего условия работы омбудсмена, сопровождали сложные дискуссии и даже временное прекращение ее функционирования.

О законодательных аспектах первого юбилейного срока работы уполномоченного по правам человека в России рассказывает в рубрике «Исторические хроники» депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.


Идея учреждения института уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, которая была принята 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР и предусматривала учреждение такой должности. Однако бурные события новейшей отечественной истории не дали возможности на том этапе воплотить эту идею в жизнь.

И только спустя два года в России вновь актуализируется эта тема: появляется структура по защите прав человека — Комиссия при Президенте РФ. Обратим внимание, что спустя меньше месяца после драматических событий октября 1993-го, 1 ноября Борис Ельцин подписывает Указ о создании такой комиссии, наделяет ее значительными полномочиями и назначает председателем правозащитника, диссидента, экс-политзаключенного Сергея Ковалева.

А вскоре, в декабре 1993 года, была, как мы знаем, принята новая Конституция РФ, предусматривающая должность уполномоченного по правам человека.

Эстафету приняла Госдума РФ, которой предстояло принять соответствующий федеральный конституционный закон. Еще до принятия этого закона, буквально в первый месяц работы — 17 января 1994 года — депутаты назначили уполномоченным по правам человека Сергея Ковалева.

Тогда же, в 1994-м, началось рассмотрение проекта закона «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». Однако принятие его застопорилось. Ситуация усугублялась тем, что закон конституционный и принимается 300 голосами, которые никак не удавалось набрать.

«Камнем преткновения» стала персона уполномоченного. Собственно, коммунисты, аграрии, жириновцы этого и не скрывали. «Независимый» депутат Сергей Бабурин, выступая с инициативой отмены назначения Сергея Ковалева, прямо заявил: «...мы в течение длительного времени не можем принять закон об уполномоченном по правам человека по сугубо привходящим обстоятельствам, в связи с деятельностью конкретного человека, избранного на эту должность... Давайте, чтобы приступить к реальному процессу защиты свобод личности, уберем это препятствие».

10 марта 1995 года Сергей Ковалев большинством голосов был освобожден от занимаемой должности. Россия на три года лишилась уполномоченного по правам человека.

Однако все это кардинально ситуации не изменило. Госдума РФ первого созыва так и не успела принять закон об уполномоченном по правам человека во всех трех чтениях. Работа над ним продолжилась во втором созыве. И, казалось бы, успешно: уже 17 апреля 1996 года закон был принят в целом и направлен в Совет Федерации, который его... отклонил.

Основная претензия верхней палаты российского парламента заключалась в том, чтобы право уполномоченного создавать представительства в регионах было заменено на право субъектов РФ самим учреждать аналогичную должность.

После процедур согласования федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом РФ.

Подробнее о ходе рассмотрения ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» можно прочитать в нашем материале >>

Но на этом работа над законом не остановилась. В последующие годы в него вносились изменения, касающиеся прав и полномочий омбудсмена.

Первая поправка была внесена в 2006 году. Она уточняла право уполномоченного по правам человека обращаться в Государственную Думу с инициативой о возбуждении процедуры парламентского расследования.

В соответствии с прежней редакцией он был вправе обратиться в Госдуму с предложением о создании парламентской комиссии в случае нарушения прав и свобод граждан. В то же время согласно ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ" расследованию подлежат факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. Внесенные изменения устанавливали, что право предлагать парламентское расследование возникает у уполномоченного по правам человека именно в случае таких нарушений.

Одновременно уполномоченный был наделен правом участвовать в заседаниях палат Федерального Собрания РФ при рассмотрении итогового доклада парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для его проведения.

Необходимость внесения изменений 2008 года была обусловлена введением общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Принятые поправки создали правовую основу для взаимодействия уполномоченного по правам человека в РФ с Общественной палатой РФ и общественными наблюдательными комиссиями, образуемыми в субъектах РФ. В соответствии с ними Общественная палата РФ информирует омбудсмена о формировании в регионах общественных наблюдательных комиссий, а также об изменениях в их составах. Комиссии же обязаны ежегодно направлять ему материалы по итогам общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.

Три закона о внесении изменений в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» были приняты в течение 2015 года.

Так, в марте в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ скорректирован ряд федеральных конституционных законов, касающихся судебных процедур при рассмотрении административных дел.

Уполномоченный по правам человека в России был наделен правом знакомиться с административными делами, решения по которым вступили в законную силу или прекращены производством. Прописано также его право отказаться от дачи свидетельских показаний об обстоятельствах, ставших известными в связи с выполнением его обязанностей (по аналогии с гражданскими и уголовными делами).

В апреле были расширены права омбудсмена в сфере взаимодействия с госорганами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и свобод граждан в регионах. В целях повышения роли и значения уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации он может оказывать им организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей компетенции. Кроме того, он вправе создать совет уполномоченных по правам человека в качестве консультативного и совещательного органа.

Тем же законом было введено и ограничение: установлено, что уполномоченный как лицо, замещающее госдолжность, не может иметь ни иностранного гражданства, ни вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание за рубежом.

В мае на уполномоченного по правам человека были возложены обязанности сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Последняя по времени поправка была принята в 2016 году и освобождала уполномоченного от уплаты госпошлины при направлении в суд административных исковых заявлений в защиту прав и свобод граждан.

Ранее уполномоченный по правам человека освобождался от уплаты госпошлины только при обращении в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо судьи. Однако, реализуя возложенные на него функции, по жалобам заявителей он обращается в органы правосудия в защиту их нарушенных прав и законных интересов. При этом уполномоченный уплачивал госпошлину из средств, предусмотренных на его содержание.

Еще два изменения носили технический характер. В 2010 году в связи с созданием Следственного комитета РФ было установлено, что его председателю должен предоставляться доклад о деятельности уполномоченного по правам человека. А в 2014 году ФКЗ был скорректирован на основании принятой поправки к Конституции РФ, объединившей Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ — из закона были изъяты упоминания о ВАС РФ.

Всеми этими изменениями корректировка ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» пока ограничилась.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 18 апреля