МОСКВА, 23 мая — РАПСИ. Госдума РФ ратифицировала второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Документ был подписан Россией в Страсбурге 1 декабря 2017 года.
Протокол направлен на повышение эффективности механизмов сотрудничества в рамках Конвенции путем модернизации и дополнения ряда ее положений. Так, в частности, предполагается «расширение круга обстоятельств, дающих основания для направления запроса о правовой помощи по уголовным делам, а также упрощения и ускорения процедуры оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, придания этой процедуре большей гибкости».
При этом указывается, что РФ оставляет за собой право не принимать статьи 16, 17 и 19 протокола, поскольку законодательством нашей страны не предусмотрена возможность направления по почте процессуальных документов и судебных решений лицам, находящимся на территории другой страны. Также не предусмотрена и возможность осуществления на территории РФ должностными лицами иностранного государства оперативно-розыскной деятельности (тайных расследований) и наблюдения за лицом, которое предположительно участвовало в совершении преступления.
Кроме того, Россия использует право применять положения статей 18 и 20 данного протокола, касающиеся контролируемой передачи обвиняемого на территорию другой страны, организации и деятельности групп совместного расследования, при условии достижения договоренности о том, что юрисдикция стороны проведения операции не будет распространяться на действия должностных лиц другой стороны, совершенные ими при исполнении своих официальных обязанностей.
В документе определяются федеральные госорганы, уполномоченные на направление и получение запросов о правовой помощи и информации, передаваемой без запроса, а также их компетенция. Так, компетентным органом, уполномоченным на рассмотрение и направление просьб о представлении копий документов о судимости и принятии мер на национальном уровне, является Минюст России.
Уточняется порядок направления запросов о правовой помощи, касающихся основных прав и свобод человека и гражданина и требующих решения суда или прокурора.
Также в документе определяются условия, согласно которым РФ готова принимать и исполнять запросы, полученные по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи. Указываются органы, которые рассматриваются в качестве судебных.
Помимо этого, конкретизируется порядок проведения слушаний посредством видеоконференции или телефонной конференции. При этом предлагается распространить соответствующие положения протокола на возможность запросить проведение допроса потерпевшего по уголовному делу.
В документе уточняются и условия использования информации, добровольно предоставленной другой стороной, а также условия для заключения соглашения о временной передаче лица, содержащегося под стражей, запрашивающей стороне. В частности, указывается, что переданные персональные данные, для целей судопроизводства, осуществляемого в рамках Конвенции или любого протокола к ней, не могут использоваться без предварительного согласия РФ.