Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Правоохранительным органам вскоре может быть предоставлено право на получение информации о дате, времени, продолжительности и номерах телефонов абонентов при входящих и исходящих звонках. Такие полномочия они получат при расследовании уголовных дел на основании судебного решения.

Соответствующий законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ" Госдума одобрила во втором чтении. В проекте речь идет об изменениях в статьи 5 и 29 УПК РФ. Как указано в пояснительной записке, документ направлен на устранение пробелов в правовом регулировании в части, касающейся обнаружения, сбора, закрепления и проверки доказательств при расследовании уголовных дел.

Законы

В рамках действующего законодательства сотрудники правоохранительных органов имеют право на прослушивание и запись телефонных переговоров подозреваемого, обвиняемого и иных лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значимость для уголовного дела. Однако статья 186 УПК РФ не предполагает возможности получения информации о входящих и исходящих сигналах телефонов.

Надо заметить, что Верховный суд РФ уже акцентировал внимание судов на том, что результаты оперативно-разыскных мероприятий, связанных с ограничением тайны связи, могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь в том случае, когда они проведены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Сегодня операторы связи довольно часто отказываются предоставлять вышеуказанные данные, ссылаясь на ФЗ "О связи", гарантирующий тайну телефонных переговоров, а также на постановление Конституционного суда РФ, который в 2003 году определил, что "право каждого на тайну телефонных переговоров… предполагает комплекс действий по защите информации".

В России тайна связи гарантируется частью 2 статьи 23 Конституции РФ. Она же утверждается в статье 12 Всеобщей декларации прав человека. Причем наравне с самим сообщением, также охраняются сведения о нем: для телефонных переговоров это номера вызывающего и вызываемого абонента, время звонка и его продолжительность.

Статья 138 УК РФ карает нарушителя "тайны телефонных переговоров" штрафом в размере до 80 тысяч рублей либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет. Незаконное производство, сбыт или приобретение подслушивающих устройств могут грозить тремя годами тюрьмы.

Однако принятие депутатами поправок в УПК позволит решить этот вопрос, поскольку даже Конституция РФ предусматривает нарушение права на тайну связи при наличии судебного решения.

На сегодняшний день прослушивание телефонных переговоров, а также снятие информации с технических каналов связи признаны правомерными видами оперативно-разыскных мероприятий. Но для их проведения требуется не только судебное решение, но и наличие информации о признаках "подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно". Также поводом для получения сведений о входящих и исходящих звонках может служить информация о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

По действующему законодательству прослушивание телефонных разговоров считается незаконным лишь в отношении подозреваемых в совершении преступлений по тем статьям Уголовного кодекса, которые предполагают максимальное наказание до двух лет лишения свободы.

"Прослушка"

Получение материалов о входящих и исходящих звонках подозреваемого предполагается установить на срок до шести месяцев. При этом организация, предоставляющая услуги связи, обязана предоставлять следователю эту информацию по мере ее поступления не реже одного раза в неделю.

Соответствующие документы будут осматриваться следователем в присутствии понятых и, при необходимости, специалиста. Информация будет приобщаться к материалам уголовного дела в полном объеме, храниться в опечатанном виде и не может быть показана посторонним лицам.

Впрочем, не секрет, что с девяностых годов в России работает система оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Она контролирует практически все телефонные линии, системы мобильной связи и Интернетом. Сегодня телефонные станции не могут даже получить лицензию, пока не установят у себя спецоборудование для прослушивания.

По словам юристов, суд и сегодня практически никогда не отказывает в прослушивании телефонных разговоров. Так что можно смело утверждать, что на практике новый законопроект действует уже давно. Спецслужбы фактически узаконивают то, чем давно пользовались.

И такая деятельность приносит свои плоды: в России прослушивание телефонных переговоров часто становится основанием для возбуждения уголовного дела не только для тех, кого слушают, но и для самих "ушей" (тех, кто слушает). В частности, многие лидеры бандформирований на Северном Кавказе были пойманы или ликвидированы благодаря информации о входящих и исходящих звонках.

Наиболее громким делом последних лет, связанным с "прослушкой", наверно, следует признать расследование действий начальника департамента оперативного обеспечения ФСКН генерала Александра Бульбова. По версии следствия, его подчиненные занимались незаконной "прослушкой" сотрудников РАО "ЕЭС России", "Ренессанс Капитала", Альфа-банка и члена Совета Федерации. За каждый день "прослушки", посчитало следствие, обвиняемые получали 1 тысячу долларов от заказчиков.

Однако не реже "прослушка" дает и положительные результаты. Например, детализация телефонных разговоров позволила в свое время найти всех обвиняемых в убийстве Андрея Козлова.

Зарубежный опыт

Следует признать, что инициатива российских законодателей полностью соответствует общемировой тенденции. В последние годы в западных странах все активнее проводится процесс легализации "прослушки" на государственном уровне. Основным оправданием введения тотального контроля за населением сегодня является террористическая угроза.

Именно на таком основании в декабре 2005 года Европарламент утвердил новые правила для операторов связи. Они предписывают европейским телекоммуникационным компаниям хранить данные о телефонных переговорах и устанавливаемых Интернет-соединениях от полугода до двух лет.

В перечень подлежащих обязательному резервированию данных вошли: время и продолжительность звонка, номер вызывающего и вызываемого абонента, возможное местонахождение владельца мобильного телефона, сведения о переданных электронных письмах и звонках по IP-телефонии. Фиксированию подлежали даже неотвеченные телефонные вызовы – по мнению европейских законодателей, они могут использоваться террористами для подачи сигналов сообщникам или для активации взрывных устройств.

Особую активность в распространении "прослушки" как способа борьбы с терроризмом проявил Джордж Буш. Перед уходом с поста главы государства, летом 2008 года, он подписал закон о прослушивании телефонных разговоров. Документ гарантирует судебный иммунитет телекоммуникационным компаниям, которые предоставляли властям возможность прослушивания разговоров своих клиентов в рамках антитеррористической кампании.

А еще в 2002 году Буш позволил Агентству национальной безопасности (NSA) без санкции суда прослушивать телефоны американцев и иностранцев, находящихся на территории страны. Указ касался международных звонков, а также разрешал просматривать частную электронную почту.

Впрочем, сведения о телефонных разговорах используются и для иных нужд. Например, Китай намерен узаконить телефонную "прослушку" и мониторинг электронной почты, чтобы усовершенствовать методы борьбы с коррупцией. Для этого может быть создан специальный отдел. Об этом в ноябре 2009 года сообщил заместитель генпрокурора Чжу Сяоциня. Он признал, что прослушивание телефонов в КНР применялось и ранее в целях борьбы с финансовыми преступлениями.

Аналогичным образом предлагала использовать "прослушку" Федеральная антимонопольная служба РФ еще в августе 2008 года: рассматривалась возможность внесения поправок в Уголовный кодекс РФ, позволяющих МВД прослушивать подозреваемых в картельном сговоре. Тогда это предложение было отклонено, но после принятия нынешнего законопроекта, реализовать подобные инициативы станет значительно проще.