6 августа вступил в силу подписанный 23 июля президентом Дмитрием Медведевым федеральный закон, вводящий полный запрет эксплуатации транспортных средств лицами в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Текущее состояние российского законодательства в этой области таково, что отныне даже водителям из числа последовательных и убежденных трезвенников придется всегда быть начеку.

 

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ


Момент истины

Сразу после того, как глава государства подписал новый "старый" закон (напомним, что ныне введенные нормативы по нулевой концентрации алкоголя в организме водителя действовали вплоть до 1 июля 2008 года), возник резонный вопрос – когда именно он вступает в силу. Непосредственно в тексте документа указаний на этот счет не было.

Ответ есть в федеральном законе №5 от 14 июня 1994 года "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Статья 6 гласит, что в случае с федеральными законами срок составляет 10 дней с момента официального опубликования. Текст документа был напечатан в "Российской газете" 26 июля. Соответственно, момент истины наступает 6 августа, то есть сегодня.

До этого дня все те, кто не особенно следил за состоянием собственного здоровья, позволял себе употреблять напитки брожения или спиртовые настойки различных снадобий (дающие алкогольный "выхлоп") еще могли проскочить в своеобразное "игольное ушко". Теперь же поезд, как говорится, ушел.

Проверки на дорогах

Инспекторы ГИБДД подобной арифметикой, впрочем, и не думали заниматься. Усиленные наряды буквально заполонили столичные и подмосковные трассы как раз в пятницу 23 июля, когда о подписании новых правил президентом было только объявлено в прессе и по ТВ. К сегодняшнему дню их меньше не стало.

Тогда же возникла успокоительная байка. Мол, если при проверке водителя милицейский алкотестер намеряет в выдыхаемом воздухе до 0,3 промилле алкоголя, начальство велит таких автомобилистов отпускать с миром. Немалое число владельцев транспортных средств данной сказке, напоминающей приснопамятное "только не бросайте меня в терновый куст", почему-то поверило. Забыв, однако, при этом, что даже по отмененным с сегодняшнего дня нормативам предельно допустимая концентрация алкоголя в выдыхаемом воздухе была не 0,3 промилле, а 0,15.

Официально же представители Госавтоинспекции о том, как будут теперь выявлять не совсем трезвых водителей, предпочитают говорить очень и очень уклончиво. К примеру, 26 июля в прямом эфире "Эха Москвы" и.о. командира первого батальона полка ДПС ГИБДД УВД при Центральном округе города Москвы Андрей Ендовицкий на резонный вопрос, что теперь делать с вполне адекватными любителями попить в жару холодного кваса или теми, кто вынужден употреблять лекарства, толком не ответил, отослав журналистов к "квалифицированным специалистам медучреждений".

Квас, кефир и прочие напасти

Правоприменительная практика 2005 - первой половины 2008 годов однозначна: содержание в выдыхаемом воздухе автомобилиста хотя бы сотых долей промилле алкоголя делала его правонарушителем, с которым не церемонился ни один судья. Это подтвердит любой юрист, занимающийся представлением интересов граждан по таким делам. Соответственно, с возвратом к правилам игры двухлетней давности можно говорить о том, что судейский корпус (равно как и представители ГИБДД) начнет с новыми силами убирать с российских дорог как еще «недобитых», так и вполне себе мнимых пьяниц.

В свою очередь, автомобилистам-любителям "безалкогольных" напитков брожения с этого дня надо быть предельно осторожными, что бы там ни говорили депутаты Госдумы в ходе недавнего спешного принятия предложенного президентом законопроекта.

Скорее всего, небольшое содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе будет у человека, выпившего прямо перед поездкой наиболее популярный напиток в нынешнюю жару – квас. Причем это касается и бочкового кваса, и заводского - в пластиковой или жестяной упаковке. Недаром практически все производители квасов с недавних пор стали указывать на этикетках, что в их продукции есть 1-1,5% спирта.

При написании этой заметки я провел небольшой эксперимент на себе. Сначала была выпита полулитровая банка «Очаковского» кваса. Персональный алкометр DA8000 (произведен в Южной Корее) показал 0,12 промилле. Второе измерение через 20 минут - именно такой интервал  полагается выдерживать в ходе медицинского освидетельствования лица на состояние алкогольного опьянения - выявило полное отсутствие алкоголя.

Та же история повторилась после употребления 0,5 л кваса "Никола". Сначала опыт выявил 0,16 промилле, через 20 минут – 0,02 промилле. Еще через четверть часа можно было смело садиться за "баранку".

Для сведения – вешу я 95 кг, заболеваниями почек и печени не страдаю. Тем, кто захочет повторить подобное исследование, следует учитывать и массу собственного тела, и общее состояние здоровья. Усвояемость алкоголя и время его переработки человеческим организмом – процесс индивидуальный. Это подтвердит любой медик.

Аналогичные показатели, по опыту, дают и безалкогольное пиво независимо от марки, и заводской кефир, срок годности которого почти истек, и уже тем более лекарственные препараты, содержащие спирт. Скажем, наиболее востребованные корвалол или валокордин.

Напрашивается простой вывод. Отныне перед поездкой на автомобиле или уж тем более по ходу движения лучше пить исключительно минеральную воду. Или не пить ничего вообще.

Гримасы инструкций

Впрочем, в ряде случаев законопослушного водителя может не спасти и абсолютная «невинность» в части употребляемых внутрь жидкостей.
Определение состояния опьянения у гражданина – прерогатива все же не дорожного инспектора, а квалифицированного врача, или, в крайнем случае, фельдшера (если речь идет о сельской местности). В нормативных актах, казалось бы, изложены вполне четкие основания, при наличии которых можно сделать вывод, что водитель транспортного средства нетрезв. Согласно действующему постановлению Правительства РФ №475 от 26 июня 2008 года, к ним относятся запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке.

С первыми двумя критериями все более-менее понятно. Запах спиртного или есть, или его нет. Человеку трудно сохранить равновесие даже стоя на месте, или же он ходит прямо, не шатаясь из стороны в сторону. Но вот определение остальных факторов лежит сугубо на совести доктора.

Есть и другой подводный камень. Действующим приказом №308 Минздрава РФ – главным нормативным документом для врача-нарколога в подобных ситуациях – утвержден Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством. Этот документ заполняется в отношении любого водителя, которого привозят на рандеву с наркологом. Не надо иметь в кармане диплом о высшем медицинском образовании, чтобы понять – данный документ местами также весьма субъективен, и в руках недобросовестного (либо неквалифицированного) доктора превращается в очень грозное оружие.

К примеру, в нем есть пункт 7 "Поведение". Врач должен выбрать один или несколько критериев из следующего списка: освидетельствуемый "напряжен, замкнут, раздражен, возбужден, агрессивен, эйфоричен, болтлив, суетлив, настроение  неустойчиво, сонлив, заторможен, жалуется ли на свое состояние (на что именно)".  Или пункт 9 "Речевая способность". Доктор оценивает "связность изложения, нарушения артикуляции, смазанность речи, результаты проведения пробы со счетом".

Характеристики из пункта 7, что очевидно, вполне применимы и к любому трезвому индивидууму в зависимости от его природного темперамента. Критерии 9-го пункта, и такие случаи тоже известны, при желании вполне позволяют признать пьяным человека, который от волнения начинает заикаться или от рождения не умеет считать.

С введением абсолютного ноля в части показателей содержания алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе роль подобных дополнительных факторов, безусловно, возрастает. "Не стоит забывать, что врач несет ответственность за вынесенное решение, в данном случае, пьян водитель или трезв. В своем акте он действительно должен указать множество факторов. Если же налицо злоупотребление, процессуальную борьбу следует переносить именно на медика. Например, ехать на независимую экспертизу", - рассуждает адвокат Леонид Ольшанский.

Данный совет, правда, не является стопроцентно работающим. И это признают сами юристы. Во-первых, в судах зачастую на акты независимых экспертиз вообще не смотрят. Причина банальна – пока обвиненный в пьянстве за рулем водитель ехал до другой больницы, произошло так называемое "естественное вытрезвление". Во-вторых, коррупционная смычка инспектора ГИБДД и нарколога – тот лом, против которого нет приема. Особенно, если дело происходит в глубинке. "Если захотят на пару смошенничать, смошенничают, и бороться с этим подчас бесполезно", - сетует Ольшанский.

В качестве превентивной меры адвокат советует не забывать о содержании статьи 25.5 КоАП. По ней лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе рассчитывать на квалифицированную помощь защитника (тот не обязательно должен иметь адвокатский статус) с момента возбуждения такого дела.

Но и эта статья кодекса на практике способна принести пользу водителю далеко не всегда. Очевидно, что рассчитывать на дружескую поддержку лица с юридическим образованием, если дело происходит в десятках или сотнях километров от дома, бесполезно.

Законодательная путаница

Отмена одного только примечания к статье 27.12 КоАП делала крайне двусмысленными ответы на многие вопросы, связанные с эксплуатацией транспортных средств гражданами и определением их состояния здоровья.

Начнем с того, что пункт 6 исправленной законодателем статьи кодекса остался прежним. Он предусматривает, что порядок освидетельствования (в том числе и медицинского) на состояние алкогольного опьянения, оформление его результатов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Конкретнее – все тем же постановлением кабинета министров №475. "Пока действует, в том числе, и пункт 5 этого постановления, который предусматривает учет установленного законом порога концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе водителя транспортного средства или его крови", - отмечает адвокат Сергей Радько.

Пункт 16 постановления №475 регламентирует, что определение медиками состояния опьянения у водителей проводится в соответствии с нормативными актами Минздрава РФ. Таковым сегодня является уже упоминавшийся мной приказ №308. В приложении №3 к нему есть Инструкция по проведению медосвидетельствования. Пункт 16 данного документа, в свою очередь, устанавливает, что медицинское заключение о состоянии опьянения в результате употребления алкоголя "выносится при наличии клинических признаков опьянения и положительных результатах определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (0,15 и более миллиграмм на один литр выдыхаемого воздуха)".

"Здесь и кроется пока фундаментальное противоречие. Если наличие состояния опьянения у водителя устанавливает сотрудник ГИБДД, никаких пороговых значений нет – примечание к статье 27.12 КоАП ведь отменено. А вот для врачей оно до сих пор есть, поскольку ведомственные документы еще никто не правил", - констатирует Радько.

2 августа на сайте Минздравсоцразвития появился проект приказа об изменениях в наркологическую инструкцию. Представляется, что данный ведомственный документ должен привести ее в соответствие с вступающими в силу президентскими инициативами. Однако чтобы превратиться в полноценный нормативный акт, данный приказ следует, как минимум, утвердить в самом министерстве. Помимо этого, бумагу должен завизировать Минюст. Очевидно, что проделать все эти операции, и поставить в известность о существовании новых правил всех наркологов страны к 6 августа не получится.

Окончательно запутало ситуацию новое разъяснение ДОБДД МВД РФ, обнародованное в последних числах июля. В указании департамента сказано открытым текстом: "Любое наличие алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе, выявленное при проведении процедуры освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (с учетом погрешности используемого прибора), будет являться основанием для составления протокола об административном правонарушении". В случае несогласия водителя с результатами проведенного освидетельствования оформляется направление его на медицинское освидетельствование.

Из этого следует, что если проверка на месте выявила наличие любых положительных значений алкоголя в выдыхаемом воздухе (даже самых незначительных), и водитель с результатами такого исследования согласен, сотрудник Госавтоинспекции вправе составить протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 12.8 КоАП. Водитель требует проведения медицинского освидетельствования? Не исключено, что врач, руководствуясь еще не до конца исправленными ведомственными инструкциями, состояние опьянения не установит (речь-то, напомним, о незначительном "выхлопе" в пределах погрешности измерительной техники), и составит акт, полностью противоположный по смыслу "гаишному".

"В итоге в административном деле будут присутствовать два документа с совершенно взаимоисключающими результатами определения состояния водителя. При этом оба акта формально не будут противоречить действующей нормативной базе", - резюмирует Сергей Радько. Открытым в данной ситуации остается один вопрос: каким из актов будет руководствоваться суд в ходе рассмотрения дела?

Поэтому еще один практический совет автомобилистам звучит на сегодняшний день так. В сложившейся запутанной ситуации водителю все же целесообразно отказываться от прохождения освидетельствования на месте и требовать направления сразу к доктору.

Итог

Совершенно очевидно, что по официальной статистике ГИБДД во втором полугодии 2010-го увеличится число лиц, привлеченных к административной ответственности за вождение транспортных средств в нетрезвом виде. Причем статистический скачок будет ощутимым.

Опрошенные РАПСИ эксперты убеждены, что он составит не менее 15-20%. Это объяснимо: в "силки" дорожной инспекции первыми попадут те, кто не следит ни за законодательными изменениями, ни за собственным здоровьем. В последние два года число ДТП, совершенных по вине пьяных водителей, к слову, неуклонно снижалось.

Соответственно, нельзя исключать и роста среднего размера взятки. Сейчас на дороге откупиться за вождение в пьяном виде, по некоторым оценкам, можно за сумму от 70 тысяч рублей и выше.

Открытым же остается вопрос, как в пока еще существующей правовой неразберихе поведут себя суды. Впрочем, ответ на него мы узнаем уже через месяц-другой. Но сейчас уже понятно, что судьи вряд ли будут относиться к водителям, уличенным в пьянстве за рулем, более снисходительно, чем раньше.