Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Озвученные на неделе инициативы в самое ближайшее время существенно смягчить действующее уголовное законодательство могут в случае их реализации привести к двойному эффекту. С одной стороны, значительно сократится число лиц, находящихся в тюрьмах и колониях. С другой, криминогенная ситуация в стране ухудшится, причем резко и практически одномоментно.

Вспомнить о справедливости

В четверг 21 октября на совещании у президента Дмитрия Медведева в Горках было объявлено, что Минюстом подготовлен большой пакет новых поправок к Уголовному кодексу (УК) РФ. Документ в ближайшее время планируется внести в нижнюю палату парламента.

Главная цель нововведений - дать судам возможность более гибко и дифференцированно решать проблему определения реальных сроков лишения свободы. По словам министра юстиции Александра Коновалова, отечественная судебная система до сих пор является заложницей практики, применявшейся еще в советское время. Негласное правило: если преступник должен отправиться за решетку, срок отсидки определяется по некоей срединной линии. Наглядный пример: положено по статье УК от 6 до 12 лет - судья в 99,9 случаев осудит виновного на девять лет.

Разработанный министерством законопроект предусматривает исключение из 68 составов преступлений нижних порогов санкций. Таким образом, руки у судей будут развязаны, и они смогут проявлять, как выразился министр, "более дифференцированный подход при назначении наказания". В результате, кажется разработчикам, на практике заработает закрепленный в УК РФ принцип справедливости.

При этом верхние пределы санкций решено сохранить для закоренелых преступников, которых, по мнению Коновалова, надо карать так же строго, как и раньше.

Судам также планируется предоставить возможность более вариативного назначения наказания. Авторы инициативы для этого предлагают по 11 составам преступлений в качестве основной санкции ввести штраф, еще по 12-ти - исправительные работы, а в 118 составах преступлений вообще исключить нижний предел наказания в виде исправительных работ и ареста.

Спрогнозировать последствия

Ожидаемый эффект очередного витка либерализации, по прогнозу Коновалова - разгрузка минимум на треть мест лишения свободы. "В колониях, может быть, не сразу существенно уменьшится народонаселение, но повысится текучесть кадров", - отметил министр после совещания.

Большая ротация осужденных в местах лишения свободы, по мнению авторов инициативы, не позволит людям задерживаться в зонах, где деформируется их личность, после чего они "практически непригодны не то, что к инновационному развитию, а хотя бы к нормальному существованию".

В численном выражении преобразования через 2-3 года должны дать следующий эффект. Средний срок наказания будет исчисляться не 6-9 годами за решеткой, а 2-3 годами. Население колоний снизится примерно на 200 тысяч граждан. По состоянию на 1 октября в заключении пребывали более 707 тысяч человек.

Следить за криминалом

Сам текст законопроекта, похоже, никто, кроме тех, кто его готовил, и высокопоставленных чиновников Кремля, пока не видел. Поэтому оценивать, насколько далеко готовы зайти авторы, можно пока лишь умозрительно.

На самом деле есть над чем задуматься. Среди упомянутых выше составов преступлений, по которым в скором будущем станут реже сажать за решетку, могут оказаться и такие, как кражи, грабежи, разбои, а также прочие неопасные насильственные преступления. При условии, что они совершены не рецидивистом.

Реальное число таких преступлений никому не известно и сегодня. Не о каждом заявляет жертва или жертвы. Не каждое заявление является поводом возбудить уголовное дело.

Корень проблемы порой кроется не только в коррумпированности милицейских подразделений "на земле". Наверное, любой дознаватель или следователь, проработавший хотя бы год-другой, может припомнить случаи, когда не давал хода заявлениям граждан, побитых хулиганом или обворованных местным забулдыгой. И дело - не в деньгах, которые занес куда следует предполагаемый обвиняемый. Многим сотрудникам кажется, что зона таких индивидуумов точно сделает закоренелыми преступниками. Или просто им некогда возиться со всякой бытовой мелочью.

Результат - профессиональная преступность вырастает безо всяких зон. К тому же такой мелкий криминалитет приобретает ощущение собственной безнаказанности.

Вероятное скорое введение запрета на травматическое оружие, помимо положительного эффекта, приведет в данном контексте к эффекту отрицательному. Мы получим, говоря простым языком, разгул восторженной гопоты: законопослушные граждане вновь останутся один на один с вооруженными преступниками. Причем вооруженными не только этим самым травматическим оружием (кто ж из них пойдет его сдавать?), а еще и знанием, что "теперь за мелочевку вообще не сажают".

Уйти в тень

Замена в ряде случаев лишения свободы исправительными работами также может привести к неоднозначным последствиям. На благо общества в районе проживания, согласно статье 50 УК РФ, обязаны трудиться лишь те, кто не имеет постоянной работы. Это бомжи и лица, которых в советское время считали тунеядцами.

Остальные (говорить тут уместно в первую очередь о трудоспособных мужчинах) при назначении исправительных работ должны платить в доход государства 5-20% ежемесячного заработка. Не исключено, что в результате государство будет получать копейки, а многие осужденные по договоренности с работодателем станут использовать так называемые серые зарплатные схемы, о которых в последние годы многие юридические лица успели забыть.

Занять конвоиров

Наконец, падение числа заключенных в колониях может со временем привести к появлению очагов напряженности там, где сейчас в социальном плане относительно спокойно. Речь - о регионах, где зоны являются своеобразными градообразующими предприятиями, на которые замкнута вся местная экономика. Это, например, целые районы Мордовии, Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермского края, Оренбургской, Вологодской и Архангельской областей. Меньше зеков? Меньше нужно сотрудников. Значит, меньше надо отчислять денег из бюджета на нужды региональных управлений ФСИН. Другой же постоянной работы в этих регионах зачастую нет.

Поэтому те, кто сегодня ратует за либерализацию УК, должны уже сейчас думать, куда после сокращений штатов пойдут ставшие ненужными конвоиры, надзиратели, контролеры и их начальники. Если на улицу, большего подарка криминалу и придумать трудно.

Итог

Практическую реализацию многих инициатив, призванных сделать уголовный закон более либеральным, пока крайне трудно назвать успешной. Стоит вспомнить хотя бы решение не сажать в СИЗО обвиняемых в совершении экономических преступлений. Оно было сформулировано, озвучено и закреплено законодательно уже почти год назад. Число же арестов за это время заметно не снизилось. Более того, нередко можно наблюдать противоположный эффект: обвиняемых в мошенничестве или растрате "на местах" помещают за решетку, что называется, из принципа. Ведь когда "клиент" сидит взаперти, следствию проще работать. Домашний арест или залог как меры пресечения, в свою очередь, на практике только добавляют головную боль.

В то же время все это не означает, что сам по себе уголовный закон совершенен и не нуждается в корректировке. Другое дело, как к таким поправкам отнесутся следственные органы и суды - те, кому весьма скоро придется применять их в реальной жизни. Если произойдет то же самое, что происходит с арестами предпринимателей, новая мини-реформа обречена на провал.