Глеб Кузнецов, РАПСИ

В то время как президент РФ Дмитрий Медведев регулярно в публичных выступлениях обращает внимание на приоритетное значение соблюдения авторских прав, решением этой многомерной задачи в стране, как стало известно агентству РАПСИ/infosud.ru, занимаются лишь четыре федеральных чиновника с весьма ограниченными полномочиями.

Исключительными контрольно-надзорными функциями в области соблюдения авторских прав в России в соответствии с федеральным законом №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" обладает Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культуры (Росохранкультура). Однако, как пояснили агентству РАПСИ сотрудники ведомства, их состав и полномочия не соответствуют решению декларируемых высшей властью задач.

Независимые эксперты в области интеллектуальной собственности, между тем, уверены: в такую сферу, как защита авторских прав, государство вообще должно вмешиваться как можно реже.

Контрольно-надзорные функции

Главный специалист Росохранкультуры Ирина Ляшенко сообщила 2 июня на встрече с журналистами в Москве, что в профильном отделе охраны авторских и смежных прав ведомства работают всего четыре человека, включая начальника. "Осенью мы ожидаем слияния с министерством культуры, тогда в отделе будут работать шесть человек, и это на всю страну, так как ни один орган государственной власти, кроме нашего, не имеет полномочий осуществлять надзорные функции в сфере авторского права", - сказала Ляшенко.

Сегодня четверо сотрудников профильного отдела Росохранкультуры занимаются проверками фактов нарушения авторских прав по заявлениям граждан и осуществлением плановых "контрольно-надзорных мероприятий". И если работа с обращениями проводится оперативно и, как правило, приводит к устранению нарушений, то плановые проверки строго регламентированы.

В рамках плановой работы Росохранкультуры ежегодно к июлю составляет список из нескольких десятков юридических лиц, главным образом издательств, кинотеатров и интернет-сайтов, в деятельности которых могут быть обнаружены какие-либо нарушения. После согласования с Генеральной прокуратурой РФ Росохранкультуры получает право всесторонне проанализировать деятельность подозреваемых. Составленные летом списки утверждаются Генпрокураторой. Это происходит не раньше декабря. В свою очередь, непосредственно проверки могут проводиться только на следующий год.

"Контрольные мероприятия строго регламентированы: организации имеют право заранее узнать о них, все действия производятся сотрудниками ведомства только в присутствии представителей юридического лица", - пояснила Ляшенко.

Но и в случае выявления нарушений авторского права Росохранкультуры лишена возможности самостоятельно обращаться в суд. Ведомство может пойти двумя путями: направить предписание с требованием устранить нарушения авторского права или передать материалы проверки в прокуратуру.

Специалист Росохранкультуры Александр Вилинов сообщил агентству РАПСИ, что юридические лица очень часто уклоняются от выполнения предписаний ведомства, и тогда материалы направляются в Генпрокуратуру. Однако и это редко приносит осязаемый результат.

"Генеральная прокуратура спускает наши материалы в нижестоящие отделы, а там, чаще всего, не усматривают нарушений или возвращают материалы нам же – получается замкнутый круг", - пояснил Вилинов.

На его взгляд, ограниченный круг полномочий надзорного ведомства не оставляет возможности рядовым гражданам, не имеющим возможности самостоятельно обращаться в суды, отстаивать свои права.

Гражданские правоотношения

В свою очередь независимые эксперты, ответившие на вопросы агентства РАПСИ, убеждены, что государство в борьбе за соблюдение авторских прав должно ограничиваться принятием разумных законов и контролем за их исполнением, не беря на себя, по выражению одного из адвокатов, "опасные для общества функции жандарма".

"Один из признаков тоталитарных режимов –  вовлечение государства в ту деятельность, которой должно заниматься гражданское общество. Этого необходимо избегать", - заявил директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, адвокат Владимир Энтин.

Он считает, что делегирование государству полномочий гражданского общества рождает злоупотребления. По мнению адвоката, для защиты авторских прав в России существуют все необходимые рычаги. "Четвертая часть Гражданского кодекса регламентирует защиту авторских и смежных прав, а судебная практика в нашей стране, пусть и обладает недостатками, но имеет верную тенденцию, направленную на более решительную защиту ущемленных прав", - пояснил Энтин.

Адвокат Александр Глушенков также не видит перспективы в расширении полномочий государственных органов при осуществлении контроля за соблюдением авторских прав. В беседе с агентством РАПСИ Глушенков отметил, что государственные органы в России не проявляют инициативы по усилению борьбы с интеллектуальным пиратством, а применение статьи 146 (нарушение авторских и смежных прав) Уголовного кодекса РФ происходит избирательно и сугубо в показательных целях.

"Инициативы со стороны государства здесь нет. Но я сторонник того, чтобы государство как можно реже вмешивалось в данную сферу", - сказал он.

По мнению адвоката, поступательной борьбе с нарушением авторских прав мешает отнюдь не несовершенство законодательства и не безынициативность государственных органов. Все дело – в недостатке правовой культуры простых граждан.