Игорь Петрушов, РАПСИ

 

Так уж повелось, что громкие публичные скандалы вокруг Российского авторского общества (РАО) ежегодно случаются почему-то весной. В прошлом году, если помните, инцидент был связан с мартовским выступлением хора ветеранов в Самаре. Организаторов того концерта представители РАО попросили расплатиться за право использования военных песен, исполнявшихся стариками.

Тогда конфликт в итоге был улажен – платить никому ничего не пришлось. В этот раз, похоже, придется. Причиной новой баталии, где РАО выступило главным действующим лицом, явились майские концерты в Казани групп Scorpions и "Любэ". После них местная прокуратура обязала организаторов выступлений незамедлительно заплатить Обществу авторские отчисления, несмотря на то, что те же немцы исполняли собственные хиты.

Каждое подобное противостояние вызывает один и тот же вопрос: насколько уместна активность РАО в случаях, если авторы играют и поют свои же произведения? Авторское общество утверждает, что действует по правилам, по которым существует весь цивилизованный мир. Независимые юристы называют ситуацию абсурдной. Сами же авторы произведений вынуждены защищаться от "защитников" самостоятельно.

Ждите ответа

Российское авторское общество создавалось для того, чтобы авторы различных произведений могли зарабатывать на жизнь исключительно своим творческим трудом. Так, по крайней мере, декларирует само РАО.

Сторонние специалисты утверждают обратное: РАО не помогает, а только создает творческим людям лишние проблемы.

"Общество собирает деньги за исполнение всех произведений, в том числе и тех, которые играют сами авторы, а потом распределяет эти средства между всеми артистами, композиторами и поэтами", - объяснила РАПСИ методику работы РАО сотрудник кафедры истории правового регулирования СМИ факультета журналистики МГУ, юрист Елена Шерстобоева. При этом авторские отчисления обязаны платить так называемые площадки, на которых непосредственно воспроизводится контент - телеканалы, радиостанции, клубы и т.д. Самих артистов никто вроде как раскошеливаться и не заставляет.

Проблемы с РАО, утверждает юрист, у тех же музыкантов возникают по другим причинам. "Ко мне поступает большое количество жалоб от авторов разных произведений. Они не могут добиться от РАО, собственно, выплат. Буквально при каждом обращении музыкантам говорят, что причитающиеся им средства еще не подсчитаны", - констатирует Шерстобоева.

РАО, по сути, таким образом зарабатывает на музыкантах серьезные деньги, отмечает директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер: "Они хорошо устроились. Практически половину авторских отчислений РАО тратит на себя, а не на авторские выплаты музыкантам".

Само Общество подобные упреки, разумеется, гневно отвергает. "Если у музыкантов возникают проблемы с переводом на их счет вознаграждений, мы их призываем обратиться в специальное управление РАО по работе с авторскими начислениями. Там разберутся и выплатят все положенные музыкантам деньги", - сказала РАПСИ пресс-секретарь РАО Марина Мурадова, добавив, что начисление вознаграждений происходит каждый месяц.

В большинстве случаев музыканты могли бы добиться положенных им денег в судебном порядке. "Однако творческие люди в силу своего особого склада не горят желанием тратить время на судебные тяжбы. Тем более, речь идет, как правило, о сравнительно небольших сумах - 30-50 тысяч рублей в год", - поясняет Шерстобоева.

Другое дело, когда выплаты причитаются авторам музыки для теле- и радиорекламы. "Из-за большого количества повторов в эфире композиторам и поэтам начисляются огромные суммы. Поэтому создатели рекламы пристально следят за авторскими отчислениями и стараются не допускать непунктуальности со стороны РАО", - добавляет юрист.

"За труды"

История со Scorpions и "Любэ" в Казани, между тем, действительно стоит особняком.

"Если выяснится, что деньги в итоге будут выплачены фактически из карманов самих артистов, кроме как абсурдом это назвать трудно", - считает юрист Шерстобоева.

По словам пресс-секретаря РАО, плата за исполнение композиций, принадлежащих самим музыкантам – необходимость, поскольку очень редко у песни имеется только один автор. "Взять ту же группу "Любэ". Автором большинства их песен является Игорь Матвиенко. Именно ему и будут переданы собранные на концерте в Казани отчисления", - уточняет Мурадова. И тут же добавляет, что авторы произведений из Scorpions уже выразили российскому Обществу благодарность за проявленную бдительность в истории с концертом в Татарстане.

Самое примечательное тут, правда, даже не это. В итоге авторские отчисления когда-нибудь вернутся к музыкантам в виде уже авторского вознаграждения. Но – в уменьшенном размере. Часть отчислений РАО оставит себе – как процент "за труды". 

Голиаф и Давиды

По мнению опрошенных РАПСИ юристов, проблемы с РАО время от времени возникают из-за того, что у этой организации "тяжелый характер" - она редко идет на уступки и не очень-то вникает в нюансы творческой работы отдельных авторов. К этому добавляется, по мнению Рихтера, "непрозрачность схемы распределения авторских отчислений".

Как отмечает адвокат Александр Глушенков, из отчетов РАО невозможно понять, сколько всего средств было собрано Обществом, и какая именно часть денег оседает в карманах самих авторов.

Ответ РАО на претензии по понятным причинам прост: автору сколько не заплати, все мало. "Им все время кажется, что денег должно быть больше. Но мы не виноваты в том, что песни одних музыкантов исполняют очень редко, а, например, попсу на радио крутят практически непрерывно", - говорит Мурадова.

Главная беда владельцев интеллектуальной собственности, впрочем, не в размерах конечных гонораров. У авторов нет выбора: с 2008 года РАО является монополистом, аккредитованным государством. Поэтому музыканты, поэты и композиторы не могут уйти под крыло, скажем, Российского союза правообладателей (РСП), возглавляемого режиссером Никитой Михалковым. Если помните, не так давно эта структура добилась права получать и осваивать однопроцентный налог с производителей и продавцов физических носителей информации. "РАО и РСП действительно работают на несколько разных территориях. Первые хотят собирать для авторов деньги за использование их произведений в личных целях. Вторые – за публичное исполнение", - разъясняет Глушенков.

У тех, кто не согласен с политикой и методами работы монополиста, выход, по сути, один. Многие композиторы и поэты становятся сторонниками свободного распространения собственных произведений, и просят РАО вычеркнуть из списка охраняемых композиций свои творения. Это автоматически лишает авторов небольших гонораров. Зато - избавляет от нескончаемой возни, связанной с авторским обществом.

В условиях добровольно-принудительной монополизации рынка сбора и перераспределения авторских отчислений другого выхода у самих авторов, на благо которых все это, вроде как, и затеяно, сегодня попросту нет.