Нина Еременко, адвокат

В последнее время немало говорится о проблемах, связанных с оказанием медицинской помощи в учреждениях исполнения наказаний, ценой которых подчас становится человеческая жизнь.

Всем известны трагические истории Сергея Магнитского и Веры Трифоновой, однако большинству населения по-прежнему остаются неизвестными сотни аналогичных случаев. Их главные причины - плохое состояние медицинской базы и оборудования, недостаточная квалификация медицинского персонала, отсутствие необходимых медицинских препаратов и средств, а порой прямое безразличие и равнодушие лиц чиновников к исполнению своих профессиональных обязанностей.

Необходимо констатировать, что, несмотря на то, что тема медицинского обслуживания в пенитенциарных учреждениях постоянно звучит в обществе и СМИ, информации, которая бы разъясняла гражданам суть нормативных документов, которые приняты для решения медицинских проблем в системе ФСИН, явно недостаточно. В этой связи стоит обратить внимание на некоторые из этих документов.

14 января 2011 года правительством РФ принято постановление "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений". Данное постановление утверждает правила медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, а также перечень тяжелых заболеваний, препятствующих их содержанию под стражей.

Кроме того, в этом постановлении содержатся требования к форме медицинского заключения о наличии или отсутствии тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

Из собственной практики знаю, что при избрании меры пресечения ни следственные органы, ни суд не ставят для себя одним из главных условий состояние здоровья человека, в отношении которого заключают под стражу. Главным, конечно же, является тяжесть совершенного деяния, но ведь нельзя не учитывать, что именно избранная мера пресечения может стать для кого-то из подозреваемых роковой и даже смертельной.

Принятое постановление устанавливает порядок медицинского освидетельствования на предмет наличия у подозреваемого или обвиняемого тяжелых заболеваний, которые делают невозможным их содержание под стражей.

Так, согласно этому документу, необходимо письменное заявление подозреваемого или обвиняемого, либо его законного представителя или защитника, об имеющихся у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, или ходатайство начальника медицинской части места содержания под стражей.

При поступлении заявления или ходатайства начальник места содержания под стражей должен рассмотреть их в течении рабочего дня, следующего за днем их получения и принять решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование в одну из медицинских организаций, либо мотивированно отказать в этом.

Постановление об отказе в освидетельствовании должно быть вручено подозреваемому или обвиняемому. Оно может быть обжаловано. В случае принятия положительного решения подозреваемый или обвиняемый должен быть направлен туда не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения и письменно уведомлен о дне направления и в праве отказаться от освидетельствования.

Согласно постановлению, медицинское освидетельствование должно проводиться комплексно и в тех медицинских учреждениях, где имеются соответствующие возможности и оборудование для проведения необходимых исследований в течение пяти рабочих дней со дня поступления в медицинское учреждение направления на освидетельствование.

Результатом работы медицинской комиссии должно стать медицинское заключение о наличии или отсутствии тяжелого заболевания, комиссия также вправе продлить срок медицинского освидетельствования, но не более чем на 30 рабочих дней, если необходимо будет провести дополнительные медицинские исследования.

Кроме того, подозреваемый или обвиняемый, в случае ухудшения здоровья, может быть направлен на повторное медицинское освидетельствование, а в случае отказа его можно обжаловать.

В список тяжелых заболеваний, в связи, с наличием которых содержание под стражей подозреваемых или обвиняемых невозможно, входят четко указанные инфекционные заболевания и паразитарные болезни, новообразования, болезни эндокринной и нервной системы, глазные болезни, болезни системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, костно-мышечной и мочеполовой системы, травмы и отравления и ряд других заболеваний.

Очень хочется надеяться, что постановление правительства будет неукоснительно исполняться ФСИН, судами и другими правоохранительными ведомствами. Очень хотелось бы, чтобы российское общество не услышало больше неуклюжих объяснений чиновников в случае новых ЧП с подозреваемыми и обвиняемыми, ценой которых часто становится здоровье и жизнь людей.