В предыдущих публикациях мы разобрали основные правила и важные нюансы оформления земельных участков (читайте здесь, здесь и здесь). В этом выпуске, завершающем наш "сериал" о дачной амнистии, выясним, как грамотно действовать, чтобы с наименьшими издержками зарегистрировать в собственность загородные постройки.

Проверь себя: для чего предназначен участок?

Первым делом важно определиться, какое целевое назначение имеет ваш участок. Именно от этого зависит порядок оформления прав на постройки. Обратите внимание: часто такую характеристику участка также называют "видом разрешенного использования земельного участка", она указывается в документах о предоставлении земли. Встречаются следующие виды участков: для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства, индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

Меньше всего хлопот при оформлении построек будет у тех, кто владеет участком для садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Согласно Градостроительному кодексу РФ (статья 51) для возведения каких бы то ни было строений на таких участках не требуется разрешение на строительство. Это значит, что вступают в действие пункты 1 и 3 статьи 25.3 федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". А именно: основаниями для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, созданный на любом из упомянутых земельных участков, являются правоустанавливающий документ на участок и декларация о постройке.

При этом, если сведения о правах на участок внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП), предоставлять правоустанавливающий документ на землю не требуется. Поясним: речь идет о тех случаях, когда владелец участка уже получил документ о праве на землю современного образца – свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок (как оформляется такой документ в различных типовых ситуациях, мы рассказывали в предыдущих выпусках "сериала" о дачной амнистии). Если же у вас на руках имеется правоустанавливающий документ "старого" образца, независимо от степени давности его выдачи, то нужно будет предъявить этот документ в оригинале.

"Сделай сам"

Что касается декларации о постройке (официальное название "декларация об объекте недвижимого имущества"), то главное преимущество в том, что она оформляется владельцем участка САМОСТОЯТЕЛЬНО. То есть не понадобится ни обращение в БТИ, ни в органы местной власти, ни в какие-либо другие инстанции. Форму такой декларации можно скачать прямо из Интернета – с официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) либо с сайтов справочно-правовых систем. На заметку: форма декларации с разъяснениями по ее заполнению утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 3 ноября 2009 года № 447.

Если нет доступа к Интернету, бланк декларации можно бесплатно получить в территориальном органе Росреестра.

Имейте в виду: согласно приказу в декларацию об объекте недвижимого имущества включаются сведения об адресе объекта (постройки), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей, годе создания объекта, о материалах наружных стен, подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, а также указывается кадастровый номер земельного участка, на котором расположен объект недвижимости. При регистрации прав на постройку сотрудники Росреестра вносят в ЕГРП сведения, указанные владельцем участка, фактически принимая все это на веру. Законодательство в данном случае не предусматривает выездных проверок на местности.

Что ждет владельцев ИЖС и ЛПХ

Еще одна категория дачников - те, кому нужно узаконить постройки на участках для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Сразу уточним: по особой, более сложной схеме, на таких участках оформляются только жилые дома. Для регистрации права собственности на другие постройки - гаражи, бани, хозяйственные сооружения и т. д. достаточно заполнить декларацию об объекте недвижимого имущества (см. выше).

Чтобы оформить жилой дом, понадобится представить в территориальное подразделение Росреестра по месту нахождения участка правоустанавливающий документ на участок, а также "документ, подтверждающий факт создания и содержащий описание объекта индивидуального жилищного строительства" (пункты 1 и 4 статьи 25.3 федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Правоустанавливающий документ не предъявляется, если право на участок уже зарегистрировано в соответствии с законом о регистрации прав на недвижимость (см. выше).

Обратите внимание: по общему правилу для подтверждения факта создания жилого дома и описания его характеристик требуется представить кадастровый паспорт постройки, а также разрешение на ввод дома в эксплуатацию (последнее выдается органом местного самоуправления по месту нахождения участка). Однако до 1 марта 2015 года действует упрощенное правило, согласно которому для регистрации права собственности на жилой дом достаточно его кадастрового паспорта (согласно пункту 4 статьи 25.3 федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Для справки: кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства - это документ, который с 1 марта 2008 года (дата вступления в силу закона "О государственном кадастре недвижимости") пришел на смену техническому паспорту. По сути, кадастровый паспорт сходен с техпаспортом, но в нем уменьшено количество показателей, характеризующих постройку. По задумке законодателей благодаря этому требуется меньше обмеров, чертежей и прочих процедур, и, соответственно, должна снижаться стоимость работы инженеров-техников.

Для оформления кадастрового паспорта жилого дома нужно обращаться в органы государственного технического учета и технической инвентаризации. Как правило, это привычные нам БТИ по месту нахождения постройки.

Анна Добрюха