Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ

Госдума во вторник одобрила сразу во втором и третьем чтениях поправки в Уголовный кодекс (УК) РФ, уточняющие и расширяющие составы самых опасных и резонансных государственных преступлений - "государственная измена", "шпионаж" и "разглашение государственной тайны". Согласно новой редакции, впредь расцениваться как враждебные и незаконные будут шаги по оказанию помощи иностранным структурам и их представителям, действующим в ущерб не только "внешней", но и вообще любой безопасности страны. Кроме того, преступлением, помимо разглашения государственных секретов, станет и их незаконное получение.

Рассмотрение законопроекта в Госдуме обошлось без скандалов и даже без особых дискуссий. Доводы о необходимости совершенствования мер по защите государственных интересов и противостоянию "внешнему врагу" поддержали не только представители "Единой России", составляющие парламентское большинство, но и многие депутаты других фракций. Лишь некоторые отметили, что новые формулировки могут показаться "каучуковыми" - слишком расплывчатыми, что чревато их произвольным применением и злоупотреблениями. Впрочем, авторы и таких заявлений согласились, что, если опасения подтвердятся, потом можно будет внести в УК новые правки.

Правозащитники и независимые юристы, наоборот, приняли этот закон, как и многие другие последние работы Госдумы, "в штыки", полагая, что он позволит спецслужбам при желании называть шпионом и изменником любого неугодного или "неудобного" человека под предлогом его простого общения с иностранными структурами и иностранцами как таковыми. По их мнению, опасность нарастания волны "шпиономании" тем более велика в силу особенностей действующей в России системы обеспечения государственных тайн, по которой даже после официальной огласки таких сведений гриф секретности с них может и не сниматься, а данные спокойно могут находиться в открытом доступе.

Тени внешних врагов

Законопроект "О внесении изменений в УК РФ и статью 151 УПК РФ", посвященный совершенствованию законодательства в "сфере защиты государственной тайны от преступных посягательств", был внесен в Госдуму еще в 2008 году. Подготовлен он, как нетрудно догадаться, по инициативе спецслужб, а представлен правительством РФ. Однако, в отличие от прочих инициатив, исходящих от этих структур, поддержки парламентариев по неизвестным причинам не получила, и документ почти 4 года пропылился где-то в шкафах. Вспомнили о нем лишь минувшим сентябрем.

Судя по всему, поводом к этому стали разговоры о "внешней угрозе" и "внешних врагах", козни которых многие политики все чаще стали видеть в любых негативных или просто скандальных процессах и событиях в стране – от выступлений оппозиции до конфликтов на межнациональной почве.

В итоге законопроект был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении еще в сентябре.

Неопределенность – находка для шпиона

Как говорится в довольно обширной пояснительной записке к законопроекту, его принятие решит целый ряд проблем, в том числе устранит неопределенность в толковании действующих норм УК РФ, и восполнит правовые «пробелы» в части защиты гостайн от "общественно опасных посягательств". Авторы документа при этом отмечают, что, таким образом, будет устранена даже "сама возможность произвола и злоупотреблений со стороны правоприменителей" с помощью "шпионских" норм УК РФ, а также созданы условия для более эффективной борьбы с иностранными спецслужбами.

Первый аспект, правда, не раскрывается. Об этом в тексте имеется лишь пара фраз, и о том, насколько на самом деле актуальна проблема, из пояснительной записки понять невозможно. Большая же часть документа посвящена перечислению проблем, с которыми органы госбезопасности сталкиваются при изобличении шпионов и защите государственных секретов.

Авторы законопроекта отмечают, что нынешняя формулировка статьи 275 УК РФ ("Измена родине") создает большие трудности при доказывании этого преступления, поскольку подразумевает оказание помощи иностранным государствам именно во "враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ". Из-за этого обвиняемые и подсудимые, пытаясь уйти от ответственности, часто ссылаются на то, что не доказан именно "враждебный" характер их действий.

Кроме того, как указано в пояснительной записке, понятия и "измены родины", и "шпионажа", в действующей редакции говорят о враждебных действиях только "иностранных организаций" и их представителей, тогда как зарубежные спецслужбы все чаще используют для прикрытия международные структуры. Соответственно, на них действие закона распространяться не может.

Другой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться ФСБ, авторы законопроекта считают "распространение государственной тайны по так называемой "цепочке"". В чем этот процесс или явление заключаются, в записке не разъясняется. Можно лишь предположить, что речь идет о передаче секретных сведений от их носителя заинтересованным лицам через нескольких посредников, которые сами формально не были к ней допущены, и потому не могут быть привлечены к ответственности по статье 283 УК РФ ("Разглашение гостайны").

Так или иначе, но из этого авторы законопроекта сделали вывод, что "сведения, составляющие государственную тайну, не защищены от умышленных действий лиц, которым она не была доверена и не стала известна по службе или работе, предпринимающих попытки их противоправного получения и использования". И потому необходимо ввести уголовную ответственность также и за незаконное получение секретов.

Шпионы "в широком смысле"

Исправить ситуацию со шпионами и изменниками законопроект предлагает более широким описанием соответствующих статей УК. Под "изменой родине" теперь будет пониматься оказание помощи не только иностранным, но и международным организациям, действующим "против безопасности РФ" в целом, а не только в ущерб внешней безопасности, и без упоминания их явной враждебности. При этом более подробно разъясняется, какие именно услуги враждебным структурам можно считать преступлением – не только выдачу гостайн, но и оказание финансовой, материально-технической, консультационной, а также "любой иной" помощи.

Соответствующие изменения вносятся и в статью, посвященную шпионажу. Таковым будет расцениваться проводимый не гражданами РФ сбор и передача иностранным и международным структурам секретных и "любых иных" сведений для использования их против безопасности РФ.

Для защиты же гостайн в УК предложено внести новую статью 283.1 - "Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну". Согласно данной норме, преступлением будет считаться получение таких сведений "путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом" при отсутствии признаков шпионажа или измены родине. Наказанием за это может стать штраф до 500 тыс. руб. или до 4 лет лишения свободы, а при отягчающих обстоятельствах, в том числе с использованием специальных технических средств для негласного получения информации, - от 3 до 8 лет.

Санкции всех других "шпионских" статей остаются прежними. Но, вместе с тем, в них вводится одно, на первый взгляд, "техническое", но на деле весьма важное уточнение относительно обстоятельств разглашения или передачи шпионам гостайны. Сейчас ответственность может грозить только тем, кому такие секреты были доверены или стали известны лишь "по службе или работе". В новой же редакции идет речь о гостайнах, которые граждане могут узнать также еще и "по учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ".

И тайна - парадоксов друг

В том, что этот закон позволит органам госбезопасности более эффективно изобличать агентов иностранных разведок и прочих "внешних врагов", сомневаться не приходится. Хотя бы в силу расширения понятийного аппарата.

Просто "безопасность" - определение куда более емкое, чем "внешняя безопасность". Под последней, подрыв которой в нынешней редакции УК закреплен как один из основных критериев шпионской деятельности, понимаются интересы обеспечения в первую очередь обороноспособности и стратегических интересов государства. "Простая" же безопасность состоит из множества самых разных составляющих – энергетической, дорожной, авиационной, антитеррористической, экологической, компьютерной, пожарной, экономической безопасности и многих других. Соответственно, новые нормы позволят поставить заслон недружелюбным проявлениям зарубежных структур по всем этим направлениям. То есть, практически везде.

Но также очевидно, что авторы законопроекта не смогли решить другую заявленную в пояснительной записке задачу – устранения правовой неопределенности. Если строго следовать логике закона, получается, что под изменой родине можно будет понимать вообще любую помощь иностранным организациям и гражданам, деятельность которых даже гипотетически может так или иначе отразиться на том или ином "подвиде" безопасности РФ. Будь то согласие подвезти иностранца на машине или совет, как найти нужную улицу и дом. Не говоря уже о деловом сотрудничестве и даже застольных беседах на насущные политические темы.

Причем под такие потенциально опасные структуры могут попасть и международные, в которых участвует сама Россия, включая, например, ООН или Совет Европы. Эти организации периодически принимают решения и резолюции, вызывающие недовольство, а то и негодование российских властей, в связи с чем они вполне могут быть признаны как направленные против безопасности нашей страны.

Кроме того, "враждебными" и ослабляющими те или иные области национальной безопасности, в теории, могут быть признаны и действия почти всех зарубежных международных корпораций. Очевидно, что для них российские структуры являются, в том числе, и конкурентами в достижении тех или иных целей, и, безусловно, они предпринимают соответствующие "недружественные" действия.

Однако поистине абсурдной ситуация с возможным толкованием новых норм УК складывается с учетом установленной в России системы охраны гостайны. Дело в том, что она предполагает существование секретных сведений в открытом доступе. Причем, зафиксировано это положение уже и судебной практикой, в том числе, решением Мосгорсуда от 29 сентября 2010 года, который признал обоснованным вынесение редакции журнала "Коммерсант-Власть" предупреждения от Роскомнадзора о недопущении распространения сведений, составляющих гостайну.

Журналисты полагали, что они разгласить никакую гостайну не могут по определению, поскольку допуска к таким сведениям не имеют и пользуются только открытыми источниками информации. Но суд дал, среди прочего, такое разъяснение: "Согласно п. 35 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 г. №3-1 факт опубликования сведений, составляющих государственную тайну, в средствах массовой информации не может служить основанием для изменения (снятия) грифа секретности с документов и изделий, содержащих такие сведения". Примечательно, что простые граждане сами ознакомиться с этой инструкцией не могут, поскольку в открытом доступе, очевидно, тоже из соображений секретности, ее нет.

Таким образом, складывается парадоксальная ситуация. Узнать государственную тайну, даже не подозревая об этом, можно из газет, телепередач или Интернета, но рассказывать ее другим запрещено. До сих пор, впрочем, эти особенности охраны российских гостайн простым гражданам ничем грозить не могли. Ответственность за их разглашение, как уже говорилось, предусматривалась лишь для тех, кому секреты были именно доверены по службе или работе.

Теперь ситуация может измениться. После вступления в силу поправок в УК, следуя их логике, получается, что невольное знакомство с секретными сведениями из СМИ вполне может быть расценено как прописанный теперь во всех шпионских статьях "иной способ" ознакомления с секретами, "предусмотренный законодательством РФ". Как говорится, со всеми вытекающими последствиями в виде возможности привлечения к ответственности за дальнейшее разглашение этих самых тайн, о которых человек и не подозревал.

Пределы понимания

Конечно, все эти соображения являются исключительно теоретическими и логическими, и чем на практике обернется применение новых норм УК, пока можно лишь гадать. Сторонники и противники их введения высказали при обсуждении законопроекта диаметрально противоположные мнения.

Депутат Госдумы, член "Единой России" и ветеран госбезопасности Отари Аршба, представляя в парламенте законопроект, заявил, что он направлен, прежде всего, на то, чтобы дать обществу "четкие правила", "исключить возможность произвола со стороны правоохранителей и оградить общество от всяких двусмысленностей, защитить права и интересы граждан", а также "предоставить правоохранителю и гражданам четкое понимание, где это начинается и где заканчивается".

Все опрошенные РАПСИ адвокаты и правозащитники, в свою очередь, расценили нововведения как абсурдные и даже опасные, которые дадут спецслужбам возможность возбуждать "шпионские" дела практически на любого более-менее социально активного гражданина по личному усмотрению того или иного следователя или оперативника.

Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ (СПЧ) в связи с этим еще 4 октября опубликовал заявление, в котором подверг законопроект жесткой критике. В нем, в частности, отмечено: "Учитывая неопределенность используемых в предлагаемой редакции УК РФ понятий и обусловленную этим возможность как недопустимо расширительного толкования норм, устанавливающих уголовную ответственность за государственную измену, так и двойного осуждения за одно и то же деяние, предлагаемые нововведения должны быть признаны противоречащими международно-правовым и конституционным принципам в сфере уголовного права".

Уже 22 октября аналогичное заявление появилось и на сайте Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, в котором также высказано недоумение нежеланием авторов законопроекта обсудить документ на стадии разработки.

Усилия правозащитников, впрочем, оказались тщетны. Депутаты одобрили законопроект почти единогласно. Против проголосовали лишь двое.

Так что ждать, когда выяснится, кто же был прав, осталось недолго. За это время, кстати, можно успеть проштудировать закон "О государственной тайне". Особенно его второй раздел, в котором приводится "Перечень сведений, составляющих государственную тайну". Эти сведения там описаны лишь очень в общих чертах, но в целом можно получить представление, на какие темы с незнакомыми людьми, тем паче иностранцами, говорить отныне лучше не стоит.