Проблема уклонения от уплаты алиментов в нашей стране вечна, как дураки и дороги. Очередная попытка если не решить ее, то, по крайней мере, сделать шаг в эту сторону предпринята российским Минюстом.

Так, недавно общественности стал доступен разработанный чиновниками этого ведомства проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам защиты прав несовершеннолетних детей)". Проектом предлагается, в первую очередь, внести изменения в ряд законодательных актов в целях увеличения полномочий ФССП. Которая, напомним, является структурным подразделением ведомства Александра Коновалова.

Дублирование полномочий

В частности, Минюст сформулировал инициативу расширить полномочия приставов по розыску должников и их имущества, а также  в части проверки правильности уплаты алиментов. На взгляд министерских правоведов, предлагаемые поправки позволят приставам гораздо эффективнее находить должников (и их имущество), а также устанавливать реальные доходы нарушителей.

Так, в числе полномочий приставов могут появиться и такие:

- получение справок во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в целях выявления доходов должника, розыска должника, его имущества или розыска ребенка;

- опросы должностных лиц и граждан о разыскиваемом должнике, его имуществе или разыскиваемом ребенке;

- обследование зданий и помещений, если есть достаточные данные, свидетельствующие, что в этих зданиях и помещениях могут находиться разыскиваемые должники;

- проверка документов, удостоверяющих личность находящихся в этих зданиях и помещениях граждан.

Данный список несколько озадачивает, так как и без того статья 64 закона "Об исполнительном производстве" и статья 12 закона "О судебных приставах" содержат сходные полномочия:

- запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов власти;
- получать объяснения, информацию, справки;
- входить в различные помещения и производить их осмотр, при необходимости вскрывая их;
- вызывать граждан и должностных лиц;
- проверять документы, удостоверяющие личность и т. д.

Так что данная часть проекта больше похоже на, своего рода, тавтологию, чем на реальные и эффективные практически преобразования.

Более интересным предложением выглядит инициатива предоставить приставам возможность запрещать и (или) приостанавливать совершение юридически значимых действий с имуществом должника, если это может привести к полной или частичной невозможности получить удовлетворение требований к должнику.

В числе таких запретов  - совершение  операций по счетам. Здесь, похоже, заложены действительные изменения. Сейчас закон допускает только арест имущества, а это означает, что такое имущество должно быть как-то конкретизировано, да и вообще найдено. В этом плане, безусловно, куда проще запретить должнику совершать сделки с любым имуществом, которым он владеет.

Также законопроектом предлагается в случае, когда размер долга превышает 10 тыс рублей, а размер доходов должника не позволит погасить долг в течение 2 месяцев, предоставить приставу право обратить взыскание на имущество должника, включая денежные средства и ценные бумаги. Авторы проекта полагают, что это "позволит обеспечить регулярность выплаты алиментов и повысит мотивацию должника к своевременной выплате средств на содержание детей".

Кроме того, при той же планке долга по алиментам (10 тыс рублей) пристав может потребовать от должника представления ему имущественной декларации.

Новые санкции и неожиданные идеи

Традиционно предлагается усилить степень наказания.

Например, для этого статью 157 УК РФ ("Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей") предлагается дополнить примечанием, раскрывающим понятие злостности.

Если вкратце, то злостным уклонением от уплаты алиментов признается умышленное уклонение от занятия любым незапрещенным видом деятельности в целях получения дохода, если это повлекло неуплату алиментов свыше 3-х месяцев. Причем  - уже после предупреждения об уголовной ответственности. Законопроект предоставляет приставу право выносить такое предупреждение.

Либо - умышленное сокрытие более 2-х раз (также после предупреждения) дохода, повлекшее снижение размера алиментов. Либо - совершение в течение 3-х месяцев после предупреждения других умышленных действий, направленных на незаконное освобождение от уплаты алиментов, уплату их в меньшем размере или сокрытие имущества и получаемых доходов. Ну и, конечно, "подрастает" планка наказания — с одного года лишения свободы до двух.

Наконец, довольно неожиданной выглядит идея дополнить часть 3 статьи 145.1 УК РФ (она предусматривает ответственность за невыплату или неполную выплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и проч) фразой "или задержку в выплате алиментов в размере, установленном судом или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов на срок свыше десяти дней". Оговоримся, что речь идет о случаях, когда подобная задержка повлекла тяжкие последствия.

То есть, например, недобросовестный работодатель может понести уголовную ответственность, если из-за его не своевременных выплат заработной платы работник не сможет платить алименты. Максимальная санкция по этой норме, кстати сказать — от двух до пяти лет лишения свободы.

Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ