Октябрьские события на юге столицы до предела обострили и без того крайне непростой миграционно-национальный вопрос, особенно набирающий свою силу в последнее десятилетие. Кондопога, Сагра, Пугачев, московские Матвеевское и Бирюлево, а также менее известные Яндыки и Всеволожск — лишь пики проблемы, тогда как ее основное содержание не столь заметно, но куда более опасно.

Власть растеряна и судорожно ищет выходы. Именно судорожно, хаотично, непоследовательно, тасуя разные "уполномоченные органы", переназначая "ответственных" и в который раз меняя законодательную базу. 

Как раз о последнем участке мы и поговорим.

Кто во что горазд

Накануне и сразу после событий в Бирюлево в парламентском законодательном портфеле обнаружилась целая россыпь разнообразных инициатив по вопросам противодействия нежелательной миграции.

Например, целый ряд проектов оказался подготовлен и внесен в Госдуму группой депутатов, возглавляемых известными единороссами Ириной Яровой и Александром Хинштейном (то есть вероятность их принятия очень значительна). Так, законопроект № 366005-6 имеет своей целью повышение оперативности в рассмотрении сообщений о возможных миграционных правонарушениях (упрощенный и ускоренный порядок). Другой внесенный ими текст - законопроект № 366026-6 - направлен на борьбу с "резиновыми квартирами" и предлагает ограничить возможности регистрации иностранцев по месту жительства (соблюдение учетной нормы жилплощади согласно Жилищному кодексу РФ), а также обязать Росреестр бесплатно предоставлять уполномоченным органам сведения о сделках с жильем, в которых участвуют иностранные граждане. 

Еще один подготовленный теми же авторами документ - законопроект № 366023-6 -направлен на урегулирование ситуации с получением иностранцами патентов на работу. На взгляд авторов, сейчас в этой области допускается много злоупотреблений, и потому они предлагают ввести квотирование выдаваемых патентов, заодно усложнив и процедуру их получения. Инициативу единороссов по административному регулированию миграции подхватывают справедливороссы Олег Нилов и Аднан Музыкаев (законопроект № 358829-6). Ими предлагается ввести обязательную дактилоскопическую регистрацию для въезжающих (и для выезжающих) в страну иностранцев и лиц без гражданства в порядке, не требующем получения визы.

На участие мигрантов в трудовой деятельности обратили свое внимание и другие народные избранники – Алексей Журавлев и Сергей Жигарев. Предложенный ими законопроект № 368574-6 выделяется среди череды депутатских инициатив системным подходом. Пояснительная записка к проекту изобилует ссылками на цифры, взятые из отчетов различных государственных служб. Идея такого исследования, может быть, самая нетривиальная из всех рассматриваемых - не в очередной раз что-то "запретить" и "усилить", а устранить одну из причин миграционной проблемы. Ведь чаще всего определяемые органами власти "квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам в несколько раз превышают потребность хозяйствующих субъектов в работниках". Многие эксперты считают, что именно это и есть одна из причин нынешнего положения дел. Инициаторы законопроекта хотят сделать так, чтобы квоты перестали выдавать необоснованно, а делалось это после хотя бы какого-то экономико-статистического анализа.

Отзвуком истории с "мигрантским концлагерем" в московском Гольяново выглядит законопроект № 351284-6, предложенный депутатами Ризваном Курбановым, Ильдаром Гильмутдиновым, Иреком Богуславским и Маратом Бариевым. Его цель - регулирование условий содержания в специальных учреждениях лиц, подлежащих принудительному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии. 

Той же проблеме посвящен и законопроект № 351286-6, предложенный депутатом Курбановым самостоятельно.

Выводы

Корни нынешней ситуации, по всей видимости, следует искать в том экономическом росте, который происходил в России в 2000-е годы. Ощущение зажиточности и стабильности российской жизни (зачастую, безусловно, обманчивое) привело к тому, что огромные массы населения из обнищавших республик Средней Азии и Закавказья, а также внутренние мигранты с Северного Кавказа хлынули в центральную часть страны. И государство, как и население, оказалось к этому не готово.

Не готово не только юридически, экономически, политически - но и морально. Воспитанные в духе "советской дружбы народов" (кроме шуток, действительно имевшей место в СССР), представители власти оказались не готовы к тому, что общество может раскалываться не по отношению к способу управления страной, а по иному признаку. 

Все более очевидным становится и то, что основным водоразделом в обществе становится не политический (государственники/либералы) и даже не экономический (бедные/богатые), а национальный ("местные"/"приезжие") факторы. Очевидна опасность, что столь чаемая многими "национальная идея" воплотится в кровавом слогане "Россия - для русских!".

Самым здравым выходом из сложившейся на текущий момент ситуации видится не только и не столько "накручивание" санкций, сколько устранение причин чрезмерной миграции в стране. Как представляется, только такого рода работа имеет шанс быть эффективной, а вовсе не телешоу с показательным наказанием преступников, массовые облавы, громкие заявления и строгие "официальные" лица.

Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ