«Никто не обнимет необъятного», писал когда-то Козьма Прутков. «Нельзя впихнуть невпихуемое», – вторит ему современный россиянин, который слишком много времени проводит в социальных сетях. Однако именно на таком ломаном русском языке можно кратко охарактеризовать суть законопроекта № 553338-6 "О психологической помощи населению в Российской Федерации", внесенного незадолго до летних парламентских каникул на рассмотрение Госдумы группой депутатов и членов Совета Федерации.
После прочтения документа складывается впечатление, что его авторы даже самую ненавязчивую дружескую поддержку хотят поместить в прокрустово ложе формализованной психологической помощи.
Понятия и их подмена
Возьмем, например, центральное определение законопроекта (пункт 1 статьи 2), согласно которому конечными целями психологической помощи являются «преодоление психологических проблем, поддержание психического здоровья, оптимизация психического развития, социальная адаптация, саморазвитие, самореализация и повышение качества жизни человека».
Но где содержатся определения таких понятий, как «самореализация», «качество жизни», «саморазвитие»? Все эти концепты довольно спорны в самой психологической среде. Вот, например, друг, поддержавший товарища душевным разговором за рюмкой чая - он содействует «повышению качества жизни» последнего, или не содействует? Ведь человек выговаривается, и реально может получить ту самую поддержку, в которой, видимо, так нуждается.
Конечно, проект говорит о том, что психолог указанных целей должен добиваться путем применения «профессиональных мер поддержки и содействия». Но сама специфика психологической помощи такова, что многие обыденно используемые нами приемы коммуникации оказываются элементами специализированных психологических методик.
Например, в той же ситуации «утешения» друг может спросить страдающего приятеля: «Тебя, наверное, бесит поведение твоей бывшей?» - и... это будет техника отражения чувств, активно используемая многими психологами.
Получается таким образом, что любая оказываемая человеку психологическая поддержка становится профессиональной психологической помощью. И все бы ничего, приятно даже потешить себя мыслью об обладании такими умениями - да вот только закон запрещает эту помощь оказывать тем, кто не отвечает определенным требованиям.
Вопросы без ответов
Согласно все тому же пункту 1 статьи 2 проекта, психологическую помощь вправе оказывать только три категории лиц:
1) государственные учреждения;
2) негосударственные организации;
3) индивидуальные предприниматели.
В свою очередь, психологом имеет право называться физическое лицо, соответствующее следующим требованиям:
1) имеющее высшее психологическое образование (не ниже уровня специалиста);
2) успешное прошедшее профессиональную стажировку;
3) сдавшее квалификационный экзамен;
4) состоящее в саморегулируемой организации психологов (или оказывавшее психологическую помощь в штате государственных органов/учреждений).
Подобные условия сразу ставят ряд вопросов. Например, как быть с психологами-бакалаврами? Они не могут оказывать людям помощь? Но тогда нивелируется сам смысл бакалавриата по психологии. А как быть с различными организациями и самостоятельными специалистами, которые работают в сфере тренингов, коучинга, НЛП и прочих «околопсихологических» направлений? Несомненно, что они занимаются содействием самореализации и саморазвитию личности. И, зачастую, их помощь не менее значима, чем помощь в рамках психологического консультирования и психотерапии. Они теперь окажутся вне закона?
Согласно проекту, выходит, что те из них, кто все же имеет базовое психологическое образование на уровне специалитета, теперь срочно должны бежать проходить стажировку и сдавать экзамен. И тут возникают уже дополнительные вопросы. Например, где: на психологических факультетах, многие из которых по профессиональному уровню ниже тех программ, по которым работают эти специалисты? В психиатрических больницах, куда возьмут только медицинских психологов?
Те, кто имеет только уровень бакалавра, должны срочно поступать в магистратуру. А те, кто не получил формального психологического образования, и вовсе оказываются вне закона и могут быть привлечены за незаконную предпринимательскую деятельность?
Рецепты шантажа
Наконец, проект содержит ряд вообще довольно странных положений, наличие которых в тексте заставляет сильно усомниться в том, насколько его авторы ориентируются в сути психологической помощи как таковой.
Например, пунктами 4 и 5 статьи 5 устанавливается, что экстренная психологическая помощь оказывается бесплатно, и отказ в ней недопустим. Но каковы критерии этой экстренности? Как всегда, отсутствие четких границ дает большой простор для фантазии, которая при этом, как правило, существенно уступает неожиданностям реальной жизни. Например, не так и сложно подвести аргументацию под требование срочно и бесплатно пройти тренинг личностного роста в недешевой компании. Альтернатива - долгие судебные препирательства (это шантаж, да).
Также подпункт 1 пункта 4 статьи 11 содержит такую замечательную обязанность клиента, как исполнение рекомендаций психолога.
Во-первых, бросается в глаза очевидное противоречие между словами «рекомендации» и «обязан выполнять». Рекомендации же это не требования, и безусловному исполнению подлежать по определению не могут.
Во-вторых, само слово «рекомендации» действительно происходит из психологической практики и точно отражает суть обращений специалиста к клиенту. Любые психологические изменения могут происходить только на добровольной основе, невозможно заставить человека меняться! Если же человек такой добровольности не проявляет, то максимум, что может сделать психолог - обсудить в клиентом вопрос такого неисполнения и, вполне возможно, обнаружить, таким образом, реальную проблему клиента.
Теперь же, любой соответствующий формальным критериям психолог может просто ткнуть клиенту в указанное положение будущего закона и потребовать беспрекословного следования своим инструкциям. Как минимум, это неэффективно. А уж если психолог ошибается, то и вовсе опасно для здоровья клиента.
О вреде торопливости
Можно было бы привести и другие «странности» рассматриваемого законопроекта. Главное же состоит в следующем. Работа с человеческой душой (сознанием, личностью и проч.) - очень «тонкая» сфера. Порой здравомыслие, искренний интерес к человеку, коммуникативные умения и жизненный опыт специалиста в этой области оказываются куда важнее, чем красный диплом солидного вуза и стопка сертификатов различных курсов. Психолог (не путать с психиатром!) - не инженер, не врач, не юрист, не электрик. Качество его работы в гораздо меньшей степени определяется формальными знаниями, и в гораздо большей - практическими умениями. Это очень специфическая область человеческой деятельности, бездумное «зарегулирование» которой может серьезно осложнить возможности реальной психологической помощи нашим согражданам, основная масса которых в ней, на самом деле, очень и очень нуждается.
Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ