Продолжаем рубрику "Законотворчество. Исторические хроники РАПСИ". В ней о законах нашей страны рассказывают их авторы. Действующие и бывшие депутаты специально для наших читателей вспоминают самые интересные, важные и полезные истории из своей законотворческой деятельности.

Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Как известно, Госдума РФ второго созыва  страдала «детской болезнью левизны»: в ее составе самыми многочисленными оказались левые фракции, которые и сформировали устойчивое большинство в нижней палате. Разумеется, это  определенным образом повлияло на характер законодательного процесса. В частности, существенной деформации был подвергнут блок экономических законов. Но это отдельная серьезная тема. Сегодня же мы поговорим о другом аспекте сложившейся в Госдуме  ситуации.

Чувство «всесильности» сложившегося левого большинства, возможность проводить практически любые акты, сыграло с депутатами злую шутку. На рассмотрение палаты стали выноситься откровенно популистские законопроекты. Часто — узкополитического свойства.

Именно к таким документам можно отнести проект закона «О статусе Красной площади города Москвы», внесенный в конце 1996 года депутатом Валентином Варенниковым. Возглавляемый им Комитет ГД по делам ветеранов «разобрался и вынужден был признать, что сегодня Красная площадь является центром политической и общественной жизни не только Москвы, но и всей страны», а также «державным символом».

С этим трудно не согласиться. В отличие от положений законопроекта, призванного регулировать особый статус главной площади страны. Достаточно сказать, что одна из его концептуальных статей прямо противоречит Конституции РФ: предлагает порядок, по которому мероприятия на Красной площади должны проводиться на основании постановлений Госдумы РФ, невзирая на то,  что эти полномочия не отнесены к ее ведению.

Не говоря о том, что  к тому времени уже существовал закон "О статусе столицы Российской Федерации".  Такая вот «юридическая техника».

В процессе обсуждения инициаторов и сторонников данного закона пытались вразумить депутаты Галина Старовойтова и Владимир Рыжков, представители Президента РФ Александр Котенков и Правительства РФ Андрей Себенцов. Но их аргументы правового характера встретили реакцию совершенно иного свойства. «Я призвал бы депутатов правого крыла: остановитесь и подумайте, есть ли святыни у нашего народа, которые вы все пытаетесь попрать?! Я прошу извинения за горячность тона, но есть же предел морально-нравственному падению тех или иных граждан»,  -  такова была эмоциональная реплика депутата Валентина Романова (КПРФ).

Законопроект «О статусе Красной площади города Москвы» был принят Госдумой в сжатые сроки, во всех трех чтениях получая безусловную поддержку большинства.

Есть основания полагать, что самым существенным положением этого документа стала статья, гласящая: «Реконструкция объектов на Красной площади города Москвы, а также строительство на указанной площади новых объектов, нарушающие ее исторический облик и не отвечающие требованиям, которые предъявляются к памятникам мирового значения, запрещаются». Понятно, что речь идет прежде всего о мавзолее.

Однако в тот период достаточно эффективным «фильтром» был Совет Федерации, который решительно отклонил законопроект. После этого дважды создавались согласительные комиссии, однако через верхнюю палату он так и не прошел и был снят с рассмотрения депутатами третьего созыва Госдумы РФ.

Но это еще не конец истории. В мае прошлого года группа депутатов фракции КПРФ Госдумы нынешнего созыва вновь вносит на рассмотрение аналогичный законопроект.

Предлагаемые нормы на сей раз несколько жестче —  запретить не только строительство и реконструкцию объектов на Красной площади, но и «временное изменение облика исторических зданий и сооружений».

Представлявший законопроект Валерий Рашкин (КПРФ) напомнил, что в 1929-1930 здесь возвели Мавзолей, который регулярно использовался как трибуна, с которой выступали руководители советского государства, во время различного рода торжеств на Красной площади. И прямо и откровенно заявил: «С 1997 года руководители государства во время парада находятся на временных трибунах, специально сооружаемых каждый раз, а во время торжественных, праздничных мероприятий - парадов, концертов - Мавзолей закрывают щитами, что искажает как исторический облик Красной площади, так и историческую правду, правду об истории России». По мнению депутата, «такая маскировка (в кавычках) оскорбляет, в частности, ветеранов Великой Отечественной войны»

Опять пришлось депутатам-правоведам напоминать инициаторам законопроекта о Конституции РФ, законах «О статусе столицы Российской Федерации», «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «Об объектах культурного наследия»...

Словом, новая версия законопроекта «Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы» содержала положения, которые уже были отражены в федеральном законодательстве и нормативных актах президента РФ, они носили избыточный характер.

На этом этапе документ не прошел даже этап первого чтения и был сразу отклонен депутатами. За него проголосовала лишь фракция КПРФ в полном составе: 92 голоса из 92.

...Кстати, о Мавзолее. Кремль и Красная площадь в 1990 году были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как единый ансамбль. Но в перечне объектов, представляющих самостоятельную ценность внутри ансамбля, Мавзолея нет. Причина проста — это сооружение не соответствует ни одному из десяти необходимых для этого критериев. Если коротко, то не является оно произведением творческого гения человека; не отражает важность взаимосвязи человеческих ценностей; не является уникальным или исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации... Словом, никакой политики.

Между тем данные социологических опросов свидетельствуют, что уже порядка 60 процентов наших сограждан высказываются за захоронение Ленина.