Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Ну кто не знает эту песню Владимира Высоцкого про Мишку Шифмана, которому не разрешили выезд в Израиль по «пятому пункту» - национальность.

Но не все, конечно, помнят (особенно поколение next), как надо было характеристикой, заверенной в парткоме и месткоме, а также собеседованием в райкоме (даже если ты беспартийный) обосновать свое право искупаться в теплом море и позагорать на золотых песках Болгарии.

Как пел тот же Высоцкий, «смешно, да не до смеха»…

Ситуация изменилась 25 лет тому назад, с принятием в 1991 году закона СССР «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик».

Это было одним из знаковых событий горбачевской перестройки.

Первые же строки первой статьи первой главы закона провозглашали: «Каждый гражданин Союза Советских Социалистических Республик имеет право выезжать из СССР и въезжать в СССР».

Ранее порядок въезда-выезда регулировался постановлением Совета Министров СССР от 1 января 1971 года. Первый пункт этого документа гласил (почувствуйте разницу!): «Въезд в Союз Советских Социалистических Республик советских граждан разрешается по действительным советским дипломатическим, служебным, общегражданским заграничным паспортам, паспортам моряка и свидетельствам на возвращение».

По новому закону в случае отказа в выдаче загранпаспорта или же в случае его изъятия гражданин СССР (невиданное дело!) мог обратиться в суд.

Дальше — больше. Гражданам, выезжающим из СССР на постоянное жительство, отныне разрешалось вывозить свое имущество, иностранную валюту, а также сохранять за собой на территории СССР принадлежащие им на правах собственности имущество, денежные средства, ценные бумаги и «иные ценности, хранящиеся в советских банках». Думаю, не надо объяснять, что ранее все это было запрещено или обложено ограничениями, равными запрету.

Тогда же было установлено, что пенсии, заработанные собственным трудом, граждане СССР вправе получать, даже если они решили жить в другой стране. Вы не поверите, но при советской власти уезжавший из СССР на ПМЖ лишался права на пенсию. Да что там на пенсию! Человек лишался права вернуться или хотя бы приехать погостить на родину. Уезжали навсегда… А если оставались за рубежом, пусть даже ради работы или любви, то тоже — навсегда. Даже термин такой появился - «невозвращенец».

И еще одно «чудо» перестройки — в новом законе присутствовала статья «Недопустимость ограничения прав граждан, выезжающих из СССР», гласящая (цитирую полностью):

«В отношении граждан СССР, обратившихся с просьбой о выезде из СССР, и членов их семей действуют все положения законодательства Союза ССР и республик, они пользуются всеми правами и несут установленные законом обязанности. Какое-либо произвольное ограничение их гражданских, трудовых, жилищных и иных прав не допускается.

Граждане СССР, выехавшие из СССР на постоянное жительство, при возвращении в СССР на постоянное жительство или на определенное время пользуются на общих основаниях всеми правами, гарантированными законодательством Союза ССР и республик, и несут предусмотренные законом обязанности».

Сегодня все это наверняка кажется делом обычным (надо только заменить «гражданин СССР» на «гражданин РФ»). Тогда же принятие этого закона было поистине революционным. А ведь всего 25 лет прошло!

Закон «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических республики въезда в Союз Советских Социалистических Республик» прекратил свое действие только в 1996 году, с принятием соответствующего российского акта.

Однако федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российской Федерацию» непросто проходил через горнило парламента. Первый его вариант был принят Госдумой первого созыва буквально «под занавес» своих полномочий, в декабре 1995 года. И в том же декабре отклонен Советом Федерации. И только после выборов новый состав ГД и СФ договорились о создании согласительной комиссии.

С чем же были несогласны сенаторы?

Во-первых,  упразднением служебных загранпаспортов. паспорта. Предложено вновь вернуть эту разновидность паспортов в данный закон. Во-вторых,  предоставлением  правительству ряда полномочий по введению правил выезда и въезда. В-третьих, отсутствием у МВД и ФСБ прав проверять заявления  выезжающий за пределы РФ о том, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие их выезду (то есть что эти лица не были связаны с секретными сведениями или истек срок ограничения), а также сроками таких ограничений.

Согласительная комиссия устранила из закона все, что связано с предоставлением Правительству необоснованных, помимо этого закона, полномочий; восстановила практику выдачи служебных паспортов; выработала формулу для лиц с ограничением права на выезд:  больше, чем 10 годами, ограничить это право нельзя, а решение комиссии при правительстве, удлиняющее пятилетний срок ограничения, может быть обжаловано в суде.

Кроме того, из закона все же было исключено право Министерства внутренних дел и органов Федеральной службы безопасности проверять заявления граждан, потому что закон однозначно устанавливает процедуру обращения в суд и ограничение права на выезд судебным путем. 

Согласованная редакция закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российской Федерацию» была принята в июле 1996 года конституционным большинством в 355 голосов.

За прошедшие 20 лет депутаты многократно возвращались к этому правовому акту и внесли в него в общей сложности 75 (!) поправок.

Но, как бы то ни было, основные постулаты закона остались неизменными: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». И еще: «Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации».